Слово в день обретения мощей святителя Алексия Московского. Митрополит Филарет (Дроздов)

Слово в день обретения мощей святителя Алексия Московского. Митрополит Филарет (Дроздов)

Если нужен опыт и пример, до какого успеха в духовной жизни довести может простое поучение во псалмех, и пениих, и песнех духовных, по руководству Христовы Церкви: то для сего мы можем указать на многих прославленных в Церкви святых, и в числе их на прославляемого ныне светильника Церкви Российской.

Ибо какие средства имел он для своего наставления? Училища? Они в его время не процветали: и не в училище искал он образования, но в обители монашествующих. От поучения во псалмех и пениих, и песнех духовных, по чину церковному, воссиял в нем духовный свет, который, возрастая, вознес его на высокий свещник, озарил Церковь его мудростью и святыней, и еще озаряет чудодейственной благодатью.

Какой же простой путь – упражнением в слове псалмопения, дойти до чистого состояния духовного, до спасения души, до славы чад Божиих! И притом путь, конечно, верный, потому что его указал апостол Павел, потому что им прошел святитель Алексий.

А если так: то и удивления, и сожаления, и заботливого размышления достойно то, что многие долго сим путем идут, и не далеко достигают; – долго упражняются в церковном и домашнем богослужении, но, и после столь обильного сеяния духовного семени в их чувства и мысли, не только сторичного, даже тридесятичного плода духовного в них не видно.

По устроению и чину Христовой Церкви, мы все ученики слова Христова: соответствуют ли же наши успехи цели и продолжению нашего учения? – Дабы вы могли в сем испытывать сами себя, повторяем один из начальных уроков вашего учения.

Слово Xpиcmoвo да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.

Под именем слова Xpиcmoвa, в наставлении апостола, по руководству других его изречений, надлежит разуметь, во-первых, начала Xpиcmoвa слова (Евр. 6:1), или первоначальное христианское учение, о покаянии от мертвых, то есть, греховных дел, о вере в Бога, о воскресении мертвых и суде вечном; во-вторых, слово крестное (1 Кор. 1:18), или учение о спасении человека грешника крестным страданием и смертию Богочеловека Иисуса Христа; в-третьих, премудрость Божию в тайне сокровенную (1 Кор. 2:7), открытие высоких тайн Божества Духом Святым, испытание духом глубин Божиих (ст. 10), многое, о чем знающие говорить большею частью не смеют и не умеют, и о чем не знающие мы напрасно усиливались бы плодить немые речи.

Святитель Алексий, митрополит Московский.jpg 
Святитель Алексий, митрополит Московский

Великое и необъятное слово Христово! И чего же в отношении к сему слову требует апостол от учеников своих? Слово Христово, говорит он, да вселяется в вас. Это не то, что слушать по временам сие слово из уст другого, или своими устами произносить, или уметь иногда приводить оное на память. Требуется, чтобы оно в нас вселялось, и следственно жило в нас. – Каким образом? – Так, чтобы другие мысли в ум, другие желания в сердце были принимаемы, как гости, допускаемы, как пришельцы, на время, по нужде. А слово Христово было бы постоянной мыслью в уме, господствующим желанием в сердце, душей во всей деятельности. Неоскудный наставник дополняет: да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: т.е. надобно, чтобы вы не оставались при скудных детских начатках учения Христова, но постепенно приобретали в оном новые, более обильные успехи. Чтобы никакую, даже в тайне сокровенную, премудрость не почитали для вас чуждой, и до вас не принадлежащей, но со смирением устрояли ум ваш к Божественному созерцанию, и сердце ваше к небесным ощущениям.

Но как все сие сделать? Искусный наставник для великого дела предлагает довольно простой способ, или, чтобы нам понять его раздельнее, в одном способе заключает два.

Апостол предлагает, во-первых, псалмопением упражнять ум: учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных. Какой удобный способ образования духовного! Не посылают вас в училища, на продолжительные и трудные уроки, для чего у многих не достало бы, или времени, или способности. Не заставляют далеко искать превосходных наставников, если таких нет в виду. Вам предлагается род самообучения и взаимного обучения в христианстве. Упражняйтесь, говорят вам, во псалмех и песнех духовных. Это не столько труд, сколько увеселение духовное. Только делайте сие не просто и без внимания, но с сим вместе учите и вразумляйте сами себя и друг друга. Когда слышишь, или произносишь слова псалма, или другого духовного песнопения, или церковного чтения: собирай в них мыслящую силу твою, углубляй внимание твое, примечай, какая в оных заключается истина, или какая открывается тайна, или какое преподается правило жизни. Если не снопами, как богатые, то, хотя бы по подобию бедных, малыми класами (колосьями) и зернами собирай на великой ниве Церкви семя жизни. Довольно и сим образом соберешь, чтобы засеять твою малую духовную ниву. Если встречаешь не вразумительное для тебя, и если притом не любопытство побуждает тебя искать уразумения: обратись к другому внимательному и опытному, и преимущественно к поставленному Церковью наставнику, да последует одному от другого вразумлениe в том, что кому открылось. Случится ли, что и ближний твой так же, как ты, не доразумевает: обратись опять к тем же псалмам, и они подадут тебе помощь против сего затруднения, научая тебя взывать в молитве к Богу: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего (Пс. 118:18). Тихая молитва, как безмолвная Мария, при ногах Христовых, несравненно более научается, нежели самодеятельный суетливый, как Марфа, разум, молвящий о мнозе (многом), с своими мудрованиями и внешними пособиями знания. Посмотрите, как Архангел Гавриил преподает Даниилу откровение тайн, и вместе изъясняет способ, каким достиг пророк до сего высокого познания. Еще глаголющу ми в молитве, сказует о себе пророк, и се муж Гавриил, парящ: и вразуми мя, и рече: Данииле, ныне изыдох устроити тебе разум. В начале молитвы твоея изыде слово, и аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний ecu ты (Дан. 9:21–23). Чудное училище Божественное! Ученик на земли, учитель на небеси: не успел ученик изъявить желание небесного наставления, как молния откровения блистает на небесах, и слово Божественное нисходит на землю в устах вестника небесного. Ты должен получить ведение, говорит Архангел пророку, потому что ты человек молящийся: яко муж желаний ecи ты. Да не подумает слушающий сие: до меня сей пример не касается, ибо я не пророк. Что нужды, что ты не пророк? Из сего можно заключить только, что к тебе, вероятно, не Архангел пошлется, и не откровение судеб тебе преподается. Но по крайней мере один от меньших ангелов, тем не менее, по выражению Церкви, верный наставник, может вразумить тебя о том, что тебе нужно уразуметь для твоего спасения. Только дай ему доступ до тебя путем твоей молитвы: яко муж желаний ecu ты.

Во-вторых, апостол предлагает псалмопением питать сердце: во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Ecли надобно, как то уже несколько изъяснено, чтобы слово Христово жило в христианине, то, без сомнения, недостаточно было бы стараться образовать оным ум, без особенного попечения о сердце. То, что в мире обыкновенно называют просвещением, есть не более, как лунное мерцание света и жизни, а не полный свет и жизнь духа. Истинное начало жизни духовной, подобно солнцу, изливает теплотворный свет, просиявающий в уме истиною, и согревающий сердце любовью к добру. Даже преимущественно в сердце открывается духовная жизнь, по крайней мере, ближайшая степень ее, на которую восходим из плотской жизни падшего Адама. Так учит древний царственный мудрец: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Прит. 4:23).Сердце отверзает Господь, дабы человек внимал (Деян. 16:14) слову Христову, и оно вселилось в нем. В сердца изливается любовь Божия Духом Святым данным нам (Рим. 5:5). В сердца посылает Бог Духа Сына своего, вопиюща Авва Отче (Гал. 4:6). Таковым благодатным действиям Божества на сердце человека взаимным сердечным действием соответствовать, и к принятию оных себя располагать учит апостол, когда увещает во благодати петь в сердцах наших Господеви. Совершая священное песнопение, или участвуя в оном, берегись, чтобы не одними устами участвовать в оном, поелику Господь со гневом жалуется на тех людей, которые к нему приближаются усты своими только, и которых сердце далече отстоит (Ис. 29:13) от Него. Также не одним слухом, хотя бы то было и не без разумения, потому что не пользует слово слуха, не растворенное верою слышащих (Евр. 4:2). Но возбуждай сердце твое, чтобы оно изнутри ответствовало на внешний псалом, в духовном созвучии; чтобы оно, при воплях покаяния сокрушалось и умилялось, пред глаголами веры и тайн благоговело и смирялось, при гласах славословий восхищалось на небо. Когда воспевается любовь к Богу и надежда на Него, веселилось и радовалось, при песнях духовных, изображающих духовную, богоугодную жизнь, всеми своими желаниями воскрилялось к сей вожделенной жизни. Наконец, чтобы и тогда, когда в устах пение умолкает, оно еще отзывалось в сердце, и возобновлялось воспоминанием и повторением благодатных ощущений.


Святитель Алексий, митрополит Московский.
Альбом изображений святых икон
издания хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе. Кон. XIX в.
 

Если кому представится недоумение в том, что апостол заповедует петь в сердцах во благодати, которая от нас не зависит; а потому, кажется, и заповеди не подлежит: то, для ответа на cиe, можно указать на достойных подражания певцов, имущих гусли Божии, стоящих на мори сткляном, смешенном со огнем (Апок. 15:2). Благодать подобна сему морю: так она беспредельна; так водоогненна! Ибо и орошает жаждущее сердце, и воспламеняет охладевшее. Ты стоишь, может быть, еще не на сем море, а на земле, потому что к земле привязан помыслами, желаниями, пристрастиями: но сделай шаг, и стань на море сткляном, чистом и светлом. Отвергни земные пристрастия, желания, помыслы, и ты очутишься во благодати. Тогда познаешь, как удобно исполняется апостольская заповедь, петь в сердцах во благодати.

Таков, возлюбленные соученики, апостольский урок о вселении в нас слова Христова. Нужно ли напоминать, что сделано Церковью, к большему облегчению нашего духовного учения? Псалмы, пения, песни духовные, назидательные чтения избраны из священных книг, дополнены чистыми излияниями Духа чрез уста богоносных отцев, расположены по дням и часам. Небесное училище, вместе и святилище, всякому отверсто. Что же? Довольно ли учим мы самих себя? Довольно ли вразумляем друг друга? Каковы наши духовные успехи в учении, в житии? Трижды в день мы слышим в церкви Символ святой веры: но в чем существенно состоит спасительная истина веры, как мало иные знают! Годы проводят среди псалмов и песней духовных: но слова Христова, в себе вселившегося, не являют; плода духовнаго, каковый есть любы, радость, мир, долготерпение, веpa, кротость, воздержание, в зрелости и обилии не приносят. Ежедневно слышат в церкви возбуждающий глас: горе имеим сердца: но возвысить сердца свои не подвизаются, без заботы оставляют их долу, наполненные суетою, одебелевшие, ожесточающиеся, окаменевающие. Что же будет далее? – по господствующей привычке и многочисленным примерам, вероятно, все тоже. Что же наконец? – Сие учебное время, сия учебная жизнь кончится, не как во внешних училищах в известный срок, но совсем неожиданно, и мы призовемся на открытое пред целым светом испытание, еже на Страшнем суде Божием. Чем извиним тогда духовную малоуспешность нашу?

Знаю выдуманные на сей случай извинения. Не всем, говорят, быть учителями и богословами, не всем быть святыми.

То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, что и апостол не желает многих учителей (Иак. 3:1) и Церковь не многих удостоила имени богослова. Однако же никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым, и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя учителем, и Своих последователей учениками? Прежде нежели христиане начали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Первее всего учить все народы: шедше научите вся языки. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа. Не для тебя посланы апостолы. Ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства. Я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет.

Что касается до тех, которые хотят основать себе надежду спасения на сем, конечно не святом, догмате: не всем быть святыми. Довольно сказать против них одно святое слово: мир имейте, пишет апостол, со всеми, и святыню, ихже кроме, то есть, без мира и святыни, никтоже узрит Господа (Евр. 12:14). Сбудется приговор, произносимый миром против себя, что не всем быть святыми. Но что будет с теми, которые не потщатся покаянием, верою, духовным учением, благоговейным житием очиститься, просветиться, и, рано или поздно, имети святыню? Апостол уже решил их участь: не узрят Господа.

Братия! Да не разлучит нас от Господа нерадение наше и невнимательность. Перестанем думать, если кто думал до сих пор, будто можем угодить Ему, исполняя только некоторые обязанности, только наружно и как случится. Бог разумов Господь (1 Цар. 2:3). Бог зрит на сердце (1 Цар. 16:7). Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:21). И так непременно нужно внутренне приготовлять и устроять для Царствия Божия наш разум и наше сердце. Воспользуемся для сего средствами, кои столь щедро подает нам Церковь, непрерывно нас учащая и вразумляющая, если только желаем учиться и вразумляться. Примем себе в деятельное руководство апостольское слово, написанное некогда для христиан Колосских, но точно не мимо и каждого из нас изреченное Духом Святым: слово Xpиcтoвo да вселяется в вас богатно, учаще и вpaзумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Аминь.

Источник: Свт. Филарет (Дроздов), митр. Моск. и Коломенский. Слова и речи. Т. 4. 1836–1848.


2 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.