Слово святителя Макария (Невского) к выходящим из храма при появлении проповедника и о разговаривающих во время проповеди

Слово святителя Макария (Невского) к выходящим из храма при появлении проповедника и о разговаривающих во время проповеди

У нас к вам, возлюбленные, жалоба. Когда вам кто-либо работает, вы оплачиваете труд его. Кому делают добро, тот уплачивает за это благодарностию. Но некоторые из вас, возлюбленные, удерживают мзду работающих у вас о Господе. Мы говорим о служителях Церкви, проповедующих вам слово Божие. Они трудятся для дела Божия, для спасения вверенных им душ христианских, и труд их тяжелый. Те, для кого они трудятся, должны бы признавать этот труд и признательность эту выражать благодарностью, уважением к их труду, внимательностью к их слову. Так повелевает Дух Божий через Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших (Евр. 13, 17). Но таковой признательности, такой благопокорливости некоторые из христиан не оказывают проповедникам слова Божия. Мы замечаем, что когда проповедник выходит к вам возвещать волю Божию, учение Христово и некоторые из вас по усердию своему в это время устремляются к нему, чтобы стать к нему ближе и не пропустить ни единого слова из того, что будет им возвещаемо, то другие, напротив, в это время направляются к дверям, чтобы выйти вон, а некоторые начи­нают в это время разговаривать. Какая обида для проповедника может быть больше той, как эта, когда долженствующие слушать не только не хотят этого делать, но и препятствуют говорить? Не есть ли это выра­жение крайнего пренебрежения? Где страх Божий? Где любовь братская?

Где уважение к лицу? Где знаки простого приличия? Разве не знают так поступающие, что церковные проповедники суть служители Христовы? Не свое слово они проповедуют, а слово Того, Кто сказал первым пропо­ведникам: идите, научите все народы... соблюдать все, что Я повелел вам... Слушающий вас Меня слушает (Мф. 28, 19-20; Лк. 10, 16). Пред­ставьте себе, что пред вами стоял и говорил бы Христос: ужели бы вы отвратили лицо свое от Него, чтобы выразить пренебрежение к Нему? Конечно нет,— но вы так делаете, когда отвращаете слух от проповед­ников, поставленных на это дело Христом: вы обращаетесь к ним спи­ной, когда они обращаются к вам лицом, и уходите пред их глазами. Вы разговариваете, смеетесь, когда они учат и увещевают вас. Разве не боитесь суда Божия? Разве не верите слову Его?

Быть может, кто-либо скажет: «Мы сами всё знаем, нас нечему учить». Так говорить может только гордость. Век живи, век учись — вот правило истинной мудрости. Если хочешь быть истинно добродетель­ным, поучайся в законе Божием день и ночь, и будешь подобен дереву, растущему при истоках вод и дающему плод свой во времена свои (Пс. 1, 2-3).

Вы, разговаривающие, и вы, убегающие от проповеди, разве не понимаете, что этим вы оскорбляете чувства ваших братий по вере? Ибо истинно верующий не может не оскорбляться, когда кто-либо с пренебрежением относится к словам проповедников, говорящих слова Божии, и когда пренебрежением своим оскорбляет тех, в ком они, верующие, видят служителей Христовых, наставников своих о Господе. 

Разговаривающие или обращающиеся спиной к проповеднику, когда он обращается к ним со словом назидания и увещания, нарушают пра­вила даже обычной общественной жизни, житейского приличия, закона вежливости. Мы внимательно слушаем, когда читается царское; слово, объявляется царская воля,— почему же оказывается пренебре­жение к Божию слову, к объявляющим Божию волю? Какой благовос­питанный человек отвернется от того, кто обратился бы к нему со сло­вом? Проповедь церковная составляет часть богослужения; уходящий от проповеди грешит, как оставивший богослужение до окончания его, и этот грех не останется без истязания в тот день, когда от христианина потребуется отчет во всех делах его. А разговаривающий во время проповеди виновен как нарушитель тишины во время богослужения.

Вот наша жалоба, вот наша обида; конечно, она не относится к тем, кто с великим усердием слушает слова проповедников, кто, увидев проповедника готовящимся говорить поучение, подходит ближе к нему, чтобы расслышать слова его. Но мы скорбим о тех, кто нарушает тишину во время проповеди или кто уходит от проповеди, огорчая не только проповедника, но и Того, Кто поставил его на это дело.

Итак, возлюбленные братья, будем внимать сказанному: будем и Бога бояться, и уважать Его священников, слушая их как Самого Христа, дабы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду.


Источник: святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2 


STSL.Ru



12 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...