Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четверг Светлой седмицы по окончании Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четверг Светлой седмицы по окончании Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре
Слово Предстоятеля Русской Церкви, произнесенное после Божественной Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры 24 апреля 2014 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры.

В четверг Светлой седмицы, как мы уже слышали в проповеди, читается отрывок из Евангелия, рассказывающий о посещении Христа Спасителя одним из тайных учеников — Никодимом, который был членом Синедриона, то есть одним из старейшин, и потому не мог открыто встречаться с Господом Иисусом Христом, а посещал Его тайно. Мы не знаем о всех этих встречах и о всех беседах, но одна запечатлена замечательным образом святым евангелистом Иоанном Богословом. Обращаясь к Никодиму, Спаситель произносит ключевые, очень важные слова «Истинно, истинно говорю тебе: никто, кто не рожден водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (см. Ин. 3:5). 

Господь имел в виду, конечно, совершение Таинства Крещения, но не только. Святой Василий Великий, размышляя на тему Святого Духа и Его значения для жизни всей вселенной, замечательно говорит о том, что именно Святой Дух является источником, то есть причиной жизни вечной.

Каждый на собственном опыте знает: для того чтобы существовало нечто живое, должна быть энергия. Человек умирает, если не вкушает пищи, если не получает извне энергию. Земля умрет, если потухнет солнце, которое сообщает энергию земле. Благодаря этой солнечной энергии существует все живое на нашей планете. И в масштабах космоса, в масштабах всего творения необходим источник энергии для физического существования. 

Устроение мира учит нас тому, что только при наличии некоего внешнего источника энергии может существовать жизнь, может существовать космос и все творение Божие. И если мы говорим о бессмертной жизни человеческой души, то и для такой жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела. 

Святой Василий Великий говорит нам о том, что источником этой энергии для человеческой души является благодать Святого Духа, то есть энергия Самого Бога. Святым Духом мы живем, жива наша душа. Именно поэтому без Святого Духа душа человека не только не может войти в Царствие Божие после смерти, но и существовать не сможет.

Есть много способов у человека отказаться от источника внешней энергии. Человек может отказаться от пищи. Мы знаем, что это иногда бывает — либо когда человек заболевает душевной болезнью, либо когда он, стремясь достичь какой-то цели через воздействие на окружающих, добровольно отказывается от пищи. И нередко такой отказ от пищи приводит к смерти. 

Мы можем отказаться и от того, чтобы принимать внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться в землю, мы можем уйти от этого внешнего источника энергии, и если будет так, мы долго не проживем. По этой же аналогии можно судить о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа.

Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти так же делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывающее роль человека в спасении. Своей силой человек спастись не может — только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа и тогда — никакого Божественного царства, никакой жизни души.

То, что описывает святитель Василий Великий на греческом языке, обозначается словом «синергия», то есть совместная энергия, совместное действие Бога и человека. Дело спасения — это дело Божие, ибо без силы Святого Духа не может жить и тем более спасаться душа. А человек свободно участвует в этом процессе, либо открывая свою душу навстречу Божественной благодати, либо ее закрывая. В этой синергии гармонично сочетается Божественное всемогущество и человеческая свобода, возможность выбирать и сила Божественного промышления. 

Сегодняшние слова Евангелия от Иоанна открывают перед нами тайну нашего спасения, которая усвояется нами, в том числе, посредством святоотеческой мудрости. И для нас, людей, живущих в XXIвеке, это жизненно важное свидетельство, потому что ничего подобного мы больше нигде не услышим, ни в одной школе нас этому не научат, кроме школ духовных. Нас мало кто из светских авторитетов может этому научить — этому нас учит слово Божие. И как важно сохранить для нас эту связь с Божественным словом, как важно питаться мудростью Божественного откровения, ибо только через эту мудрость мы можем открыть для себя путь ко спасению. 

Наученные сегодняшним евангельским чтением, мы будем шествовать по жизненному пути, стараясь открывать душу свою навстречу действию Божественной благодати, помня, что только Дух животворящий и является источником жизни вечной. Аминь.

Источник: Патриархия.RU

Теги: Патриарх
25 апреля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.