Слово Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на великом повечерии во вторник Первой седмицы Великого поста

Слово Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на великом повечерии во вторник Первой седмицы Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В молитве, которую заповедал нам произносить Господь, молитве Господней, как мы ее называем, есть особое прошение, когда мы просим Господа «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Как часто в течение дня мы произносим это слово "искушение". Но действительно ли искушение то, что с нами происходит. Не всегда. И почти даже всегда нет. К сожалению, мы очень часто неразумно употребляем это слово. Искушение было у праведного Иова, искушения были у других святых мужей. У нас же то, что с нами происходит, можно точнее назвать "недоразумением".

У Соломона есть такие строчки: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. (Притч. 19, 3). Вдумайтесь только: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. То есть мы своими собственными делами ставим себя в неприятное положение, попадаем в беду, но не потому, что это искушение, а потому, что мы не размыслили правильно, как нам поступить, и попали в беду. И не случайно, когда у Антония Великого братия вопрошала: «Какой самый великий дар и подвиг?» И кто-то говорил, что пост, кто-то - молитва, кто-то - бдение, кто-то называл другие добродетели, а преподобный Антоний сказал: «Нет. Самый высокий дар - это дар рассудительности». Ибо без рассудительности и пост, и бдение, и молитва могут быть неполезны человеку. Рассудительность - великий дар.

Опять же, кажется, так все просто - рассудительность. Но очень часто мы рассудительность путаем с размышлением о собственном благе. Рассудительность, о которой говорил преподобный Антоний, предполагает рассуждение о путях спасения, о том, как нам правильно идти по тому пути, который указал нам Господь, как правильно нам поститься, молиться, совершать добрые дела. А когда мы начинаем рассуждать о том, что нам выгодно, то это уже не рассудительность, это поиски своего блага на этой земле. Как же нам избежать поиска своего и как нам стать на путь рассудительности. Ответ есть, и он у Иоанна Златоуста - он вложил этот смысл в такие простые слова: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». То есть, когда мы делаем дело Божие, когда мы трудимся во Славу Божию, тогда Господь устроит наши дела, а когда мы забываем о деле Божием и начинаем устраивать только свои дела, тогда и наши дела не устроятся, и Божий путь будет в поругании. И это не будет рассудительностью, а это будет размышлением о путях, которыми мы хотим сами достигнуть своего земного счастья. Но, увы, так человек ничего не достигает. У Соломона есть замечание и по этому поводу: «Не от человека наслаждаться есть и пить, но кому даст Господь». Он многое испытал в своей жизни, и в конце пришел к тому, что счастлив тот человек, который трудится и радуется плодам трудов своих. Этот человек уже не живет собою, а он живет своим делом, он живет своим трудом.

И потому, когда мы взываем ко Господу и просим Его, чтобы Он не ввел нас во искушение, но избавил нас от лукавого, то мы должны научиться не искать своего в этой жизни и не бояться того, что мы останемся нищими, нагими, а делать дело Божие. Господь не оставит нас. Каждый из нас в своей жизни знает примеры, когда мы были преданы Господу, когда мы искренне Ему служили - Господь давал нам все необходимое, и, наоборот, когда мы забывали о Нем, то у нас отнималось и то, что мы имеем. Поэтому великий дар рассудительности, о котором говорил преподобный Антоний, предполагает рассуждение о путях, которыми мы можем угодить Господу, а не своей плоти, похоти, причудам и пожеланиям.

И постом, в Святую Великую Четыредесятницу, когда мы с особым усердием, с особой силой и вдохновением молимся, постимся, бдим, мы должны помнить, что это только средство, а главное - плод всего этого, который есть понимание того, зачем мы живем на этой земле и куда мы уходим от сюда, что мы должны сделать для того, чтобы мы могли наследовать часть преподобных и богоносных отец наших. Их же молитвами Господь да вразумит нас. Аминь.


STSL.Ru


13 Марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...