Слово митрополита Филарета (Дроздова) в день обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского

Слово митрополита Филарета (Дроздова) в день обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского
Митрополит Филарет (Дроздов) 

Cлово Xpиcтовo да вселяется в вас богатно,
во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех,
во псалмех и пениих и песнех духовных,
во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.


Кол. 3, 16


Если нужен опыт и пример, до какого успеха в духовной жизни довести может простое поучение во псалмех, и пениих, и песнех духовных, по руководству Христовы Церкви: то для сего мы можем указать на многих прославленных в Церкви Святых, и в числе их на прославляемаго ныне Светильника церкви Российския.

Ибо какия средства имел он для своего наставления? Училища? Они в его время не процветали: и не в училище искал он образования, но в обители монашествующих. От поучения во псалмех и пениих, и песнех духовных, по чину церковному, возсиял в нем духовный свет, который, возрастая, вознес его на высокий свещник, озарил церковь его мудростию и святынею, и еще озаряет благодатию чудодейственною.

Какой же простый путь – упражнением в слове псалмопения, дойти до чистаго состояния духовнаго, до спасения души, до славы чад Божиих! и притом путь конечно верный: потому что его указал Апостол Павел; потому что им прошел Святитель Алексий.

А если так: то и удивления, и сожаления, и заботливаго размышления достойно то, что многие долго сим путем идут, и не далеко достигают; – долго упражняются в церковном и домашнем Богослужении, но, и после столь обильнаго сеяния духовнаго семени в их чувства и мысли, не только сторичнаго, ниже тридесятичнаго плода духовнаго в них не видно.

По устроению и чину Христовой Церкви, мы все ученики слова Христова: соответствуют ли же наши успехи цели и продолжению нашего учения? – Дабы вы могли в сем испытывать сами себя, повторяем один из начальных уроков вашего учения.

Слово Xpиcmoвo да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.

Под именем слова Xpиcmoвa, в наставлении Апостола, по руководству других его изречений, надлежит разуметь, во-первых,начала Xpиcmoвa слова (Евр. VI. 1), или первоначальное Христианское учение, о покаянии от мертвых, то есть, греховных дел, о вере в Бога, о воскресении мертвых и суде вечном; во-вторых, слово крестное (1 Кор. I. 18), или учение о спасении человека грешника крестным страданием и смертию Богочеловека Ииcyca Христа; в-третьих, премудрость Божию в тайне сокровенную(1 Кор. II. 7), открытие высоких таин Божества Духом Святым, испытание духом глубин Божиих (ст. 10), многое, о чем знающие говорить большею частию не смеют и не умеют, и о чем не знающие мы напрасно усиливались бы плодить немыя речи.

Святитель Алексий, митрополит Московский.jpg 
Святитель Алексий, митрополит Московский

Великое и необъятное слово Христово! И чего же в отношении к сему слову требует Апостол от учеников своих? Слово Христово, говорит он, да вселяется в вас. Это не то, что слушать по временам сие слово из уст другаго, или своими устами произносить, или уметь иногда приводить оное на память. Требуется, чтобы оно в нас вселялось, и следственно жило в нас. – Каким образом? – Так, чтобы другия мысли в ум, другия желания в сердце были принимаемы, как гости, допускаемы, как пришельцы, на время, по нужде; а слово Христово было постоянною мыслию в уме, господствующим желанием в сердце, душею во всей деятельности. Нескудный наставник дополняет: да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: то есть, надобно, чтобы вы не оставались при скудных детских начатках учения Христова, но постепенно приобретали в оном новые, более обильные успехи; чтобы никакую, даже в тайне сокровенную, премудрость не почитали для вас чуждою, и до вас не принадлежащею, но со смирением устрояли ум ваш к Божественному созерцанию, и сердце ваше к небесным ощущениям.

Но как все сие сделать? – Искусный наставник для великаго дела предлагает довольно простый способ, или, – чтобы нам понять его раздельнее, – в одном способе заключает два.

Апостол предлагает, во-первых, псалмопением упражнять ум: учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных. Какой удобный способ образования духовнаго! Не посылают вас в училища, на продолжительные и трудные уроки, для чего у многих не достало бы, или времени, или способности; не заставляют далеко искать превосходных наставников, если таких нет в виду: вам предлагается род самообучения и взаимнаго обучения в Христианстве. Упражняйтесь, говорят вам, во псалмех и песнех духовных; это не столько труд, сколько увеселение духовное; только делайте сие не просто и без внимания, но с сим вместе учите и вразумляйте сами себя и друг друга. Когда слышишь, или произносишь слова псалма, или другаго духовнаго песнопения, или церковнаго чтения: собирай в них мыслящую силу твою, углубляй внимание твое, примечай, какая в оных заключается истина, или какая открывается тайна, или какое преподается правило жизни. Если не снопами, как богатые, то, хотя по подобию бедных, малыми класами и зернами собирай на великой ниве церкви семя жизни: довольно и сим образом соберешь, чтобы засеять твою малую духовную ниву. Если встречаешь не вразумительное для тебя; и если притом не любопытство побуждает тебя искать уразумения: обратись к другому внимательному и опытному, и преимущественно к поставленному церковию наставнику, да последует одному от другаго вразумлениe в том, что кому открылось. Случится ли, что и ближний твой так же, как ты, не доразумевает: обратись опять к тем же псалмам, и они подадут тебе помощь против сего затруднения, научая тебя взывать в молитве к Богу: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего (Псал. CXVIII. 18). Тихая молитва, как безмолвная Мария, при ногах Христовых, несравненно более научается, нежели самодеятельный суетливый, как Марфа, разум, молвящий о мнозе, с своими мудрованиями и внешними пособиями знания. Посмотрите, как Архангел Гавриил преподает Даниилу откровение таин, и вместе изъясняет способ, каким достиг Пророк до сего высокаго познания. Еще глаголющу ми в молитве, сказует о себе Пророк, и се муж Гавриил, парящ: и вразуми мя, и рече: Данииле, ныне изыдох устроити тебе разум. В начале молитвы твоея изыде слово, и аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний ecu ты (Дан. IX. 21–23). Чудное училище Божественное! Ученик на земли; учитель на небеси: не успел ученик изъявить желание небеснаго наставления, как молния откровения блистает на небесах, и слово Божественное нисходит на землю в устах вестника небеснаго. Ты должен получить ведение: говорит Архангел Пророку; потому что ты человек молящийся: яко муж желаний ecи ты. Да не подумает слушающий сие: до меня сей пример не касается; ибо я не Пророк. Что нужды, что ты не Пророк? Из сего можно заключить только, что к тебе, вероятно, не Архангел пошлется, и не откровение судеб тебе преподается; но по крайней мере один от меньших Ангелов, тем не менее, по выражению Церкви, верный наставник, может вразумить тебя о том, что тебе нужно уразуметь для твоего спасения: только дай ему доступ до тебя путем твоей молитвы: яко муж желаний ecu ты.

Во-вторых, Апостол предлагает псалмопением питать сердце: во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Ecли надобно, как то уже несколько изъяснено, чтобы слово Христово жило в Христианине: то, без сомнения, недостаточно было бы стараться образовать оным ум, без особеннаго попечения о сердце. То, что в мире обыкновенно называют просвещением, есть не более, как лунное мерцание света и жизни, а не полный свет и жизнь духа. Истинное начало жизни духовной, подобно солнцу, изливает теплотворный свет, просиявающий в уме истиною, и согревающий сердце любовию к добру. Даже преимущественно в сердце открывается духовная жизнь, по крайней мере, ближайшая степень ея, на которую восходим из плотской жизни падшаго Адама. Так учит древний царственный мудрец: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Прит. IV. 23).Сердце отверзает Господь, дабы человек внимал (Деян. XVI. 14) слову Христову, и оно вселилось в нем. В сердца изливается любовь Божия Духом Святым данным нам (Рим. V. 5). В сердца посылает Бог Духа Сына своего, вопиюща Авва Отче (Гал. IV. 6). Таковым благодатным действиям Божества на сердце человека взаимным сердечным действием соответствовать, и к принятию оных себя располагать учит Апостол, когда увещевает во благодати петь в сердцах наших Господеви. Совершая священное песнопение, или участвуя в оном, берегись, чтобы не одними устами участвовать в оном; поелику Господь со гневом жалуется на тех людей, которые к нему приближаются усты своими только, и которых сердце далече отстоит (Ис. XXIX. 13) от Него; – также не одним слухом, хотя бы то было и не без разумения; потому что не пользует слово слуха, не растворенное верою слышащих (Евр. IV. 2). Но возбуждай сердце твое, чтобы оно изнутри ответствовало на внешний псалом, в духовном созвучии; чтобы оно, при воплях покаяния сокрушалось и умилялось, пред глаголами веры и таин благоговело и смирялось, при гласах славословий восхищалось на небо, когда воспевается любовь к Богу и надежда на него, веселилось и радовалось, при песнях духовных, изображающих духовную, Богоугодную жизнь, всеми своими желаниями воскрилялось к сей вожделенной жизни; наконец, чтоб и тогда, когда в устах пение умолкает, оно еще отзывалось в сердце, и возобновлялось воспоминанием и повторением благодатных ощущений.


Альбом изображений святых икон
издания хромолитографии Е.И. Фесенко в Одессе. Конец 19-го века.


Если кому представится недоумение в том, что Апостол заповедует петь в сердцах во благодати, которая от нас не зависит; а потому, кажется, и заповеди не подлежит: то, для ответа на cиe, можно указать на достойных подражания певцов, имущих гусли Божии, стоящих на мори сткляном, смешенном со огнем (Апок. XV. 2). Благодать подобна сему морю: так она безпредельна; так водоогненна; ибо и орошает жаждущее сердце, и воспламеняет охладевшее. Ты стоишь, может быть, еще не на сем море, а на земле, потому что к земле привязан помыслами, желаниями, пристрастиями: но сделай шаг, и стань на море сткляном, чистом и светлом; отвергни земныя пристрастия, желания, помыслы, и ты очутишься во благодати; и тогда познаешь, как удобно исполняется Апостольская заповедь, петь в сердцах во благодати.

Таков, возлюбленные соученики, Апостольский урок о вселении в нас слова Христова. Нужно ли напоминать, что сделано Церковию, к большему облегчению нашего духовнаго учения? Псалмы, пения, песни духовныя, назидательныя чтения, избраны из священных книг, дополнены чистыми излияниями Духа чрез уста Богоносных Отцев, расположены по дням и часам; небесное училище, вместе и святилище, всякому отверсто. Что ж? Довольно ли учим мы самих себя? Довольно ли вразумляем друг друга? Каковы наши духовные успехи в учении, в житии? Трижды в день мы слышим в церкви символ святыя веры: но в чем существенно состоит спасительная истина веры, как мало иные знают! Годы проводят среди псалмов и песней духовных: но слова Христова, в себе вселившагося, не являют; плода духовнаго, каковый есть любы, радость, мир, долготерпение, веpa, кротость, воздержание, в зрелости и обилии не приносят. Ежедневно слышат в церкви возбуждающий глас: горе имеим сердца: но возвысить сердца свои не подвизаются, без заботы оставляют их долу, наполненныя суетою, одебелевшия, ожесточающияся, окаменевающия. Что же будет далее? – по господствующей привычке и многочисленным примерам, вероятно, все тоже. Что же наконец? – Сие учебное время, сия учебная жизнь кончится, не как во внешних училищах в известный срок, но совсем не ожиданно, и мы призовемся на открытое пред целым светом испытание, еже на страшнем суде Божием. Чем извиним тогда духовную малоуспешность нашу?

Знаю выдуманныя на сей случай извинения. Не всем, говорят, быть учителями и Богословами; не всем быть Святыми.

То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, что и Апостол не желает многих учителей (Иак. III. 1); и Церковь не многих удостоила имени Богословов. Однако ж никому не позволено в Христианстве быть вовсе не ученым, и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли Себя учителем, и Своих последователей учениками? Прежде нежели Христиане начали называться Христианами, они все до одного назывались учениками. Не ужели ли это праздныя имена, ничего не значащия? И за чем послал Господь в мир Апостолов? – первее всего учить все народы: шедше научите вся языки. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в Христианстве: то ты не ученик и не последователь Христа: не для тебя посланы Апостолы; ты не то, чем были все Христиане с самаго начала Христианства; я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет.

Что касается до тех, которые хотят основать себе надежду спасения на сем, конечно не святом, догмате: не всем быть святыми; довольно сказать против них одно святое слово: мир имейте, пишет Апостол, со всеми, и святыню, ихже кроме, то есть, без мира и святыни, никтоже узрит Господа (Евр. XII. 14). Сбудется приговор, произносимый миром против себя, что не всем быть святыми: но что будет с теми, которые не потщатся покаянием, верою, духовным учением, благоговейным житием очиститься, просветиться, и, рано или поздно, имети святыню? Апостол уже решил их участь: не узрят Господа.

Братия! да не разлучит нас от Господа нерадение наше и невнимательность. Перестанем думать, если кто думал до сих пор, будто можем угодить Ему, исполняя только некоторыя обязанности, только наружно, и как случится. Бог разумов Господь(1 Цар. II. 3). Бог зрит на сердце (1 Цар. XVI. 7). Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. XVII. 21). И так непременно нужно внутренно приготовлять и устроять для царствия Божия наш разум и наше сердце. Воспользуемся для сего средствами, кои столь щедро подает нам Церковь, непрерывно нас учащая и вразумляющая, если только желаем учиться и вразумляться. Примем себе в деятельное руководство Апостольское слово, написанное некогда для Христиан Колосских, но точно не мимо и каждаго из нас изреченное Духом Святым: слово Xpиcтoвo да вселяется в вась богатно, учаще и вpaзумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Аминь.


Сочинения Ф и л а р е т а, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и речи том IV. 1836–1848


STSL.Ru


2 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...