Синаксари Цветной Триоди. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Синаксари Цветной Триоди. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

В этот день, в третью Неделю от Пасхи, мы совершаем праздник святых жен-мироносиц, а также воспоминание о Иосифе из Аримафеи, который был тайный ученик Христа, и о ночном ученике Никодиме [1].

Стих:

Ученицы приносят Христу миро, а я им вместо мира приношу песнь.

Из сих лиц женщины суть первые и неложные свидетельницы воскресения, Иосиф же и Никодим — погребения, а это-то и есть самое главное и существенное в нашем догмате. Когда Никодим не согласился на единомыслие с иудеями, его отлучили от синагоги; Иосиф же после погребения тела Гос­подня ввергается иудеями в ров, но оттуда избавля­ется божественною силою и приходит в свое отечест­во — Аримафею. Воскресший Христос является ему, когда он содержался еще в узах, и особенным образом удостоверяет его в тайне воскресения. Хотя и много он терпел от иудеев, но не хотел молчать о тайне и смело пред всеми возвещал ее. Говорят также, что и Никодим первый из всех, как принадлежавший к си­нагоге и очень подробно знавший совещания и ре­чи и, просто сказать, все, до тонкости это разъяснил в своем писании, касавшееся страдания и воскресения Христова. И по этой-то причине, как неложным сви­детелям погребения, с женщинами, видевшими вос­кресение, вместе им сегодня празднуем. Однако, пос­ле первоначального уверения Фомы, как более зна­чительного [события], так как говорят, спустя восемь дней пришло Само Благовестие.

Женщины эти первые увидели воскресение и воз­вестили о нем ученикам, ибо надлежало тому полу, который первый пал в грех и подвергся наследствен­ному проклятию, ему же первому узреть и воскре­сение; и первому услышавшему: «В скорбях будешь рождать детей», — услышать и радость. Они названы мироносицами, потому что при наступлении Пасхи, в пятницу (ибо велик был день той субботы, между тем как Иосиф и Никодим спешили похоронить тело Господа, они по обычаю иудеев, хоть и помазали Его миром, но не как следовало; составивши в большом размере алой и смирну и обвивши пеленами, преда­ли гробу), они из-за этого, как питавшие безгранич­ную любовь ко Христу ученицы, купили драгоценно­го мира и пришли ночью, частью из опасения иудеев, а частью, по обыкновению, ранним утром поплакать и помазать Его, и таким образом, за краткостью вре­мени, наверстать то, что еще было не сделано. В это время, они, пришедши, видели различные видения, двух блистающих Ангелов внутри гроба и одного си­дящего на камне, а после сего видят Христа и покло­няются Ему, а Магдалина спрашивала у Него о Нем же Самом, приняв Его за садовника.

Мироносиц было много, но евангелисты, упомянув только о самых знаменитых, о других умолчали. Зна­менитые же были следующие: первая из всех — Мария Магдалина, из которой Христос изгнал семь бесов. Она, по преданию, пришедши в Рим после вознесения Хрис­това и донесши Тиверию кесарю о том, что случилось со Христом, таким образом предает Пилата и архиере­ев заслуженной смерти. Впоследствии она умирает в Эфесе и погребается Иоанном Богословом, а Мудрым Львом переносится в Константинополь. Вторая — Саломия, дочь Иосифа Обручника, была в замужестве за Зеведеем, и от нее-то родились Иоанн и Иаков. Ибо четырех родил Иосиф сыновей: Иакова, называемого Малым, и Иосию, и Симона, и Иуду, да трех дочерей: Есфирь, Фамарь и Саломию, жену Зеведееву. Так, если ты услышишь в Евангелии о Марии, матери Иакова Малого и Иосии, то представляй, что это Богородица, ибо Богородица считалась за мать детей Иосифовых, посему-то евангелист Иоанн и значится двоюродным братом Христа, как сын сестры. Третья из мироносиц — Иоанна, жена Хузы, который был надзиратель и пра­витель дома царя Ирода. Четвертая и пятая — Мария и Марфа, сестры Лазаря; шестая — Мария Клеопова (некоторые Клопа называют Клеопою). Седьмая — Сосанна; и было очень много других, как повествует божественный Лука, которые, говорит, прислуживали Христу и ученикам Его чем могли.

А так как они проповедовали о воскресении, пере­дали нам многие догматы для удостоверения и не­сомненного подтверждения Христова воскресения, посему Церковь Божия положила после Фомы празд­новать и им, как первым, которые, увидев Христа вос­кресшим из мертвых, возвестили всем спасительную проповедь, прекрасно провели жизнь по Христу и были научены Христом в такой мере, как следовало женщинам.

Заступлением святых мироносиц, Боже, помилуй нас. Аминь.


Синаксари Цветной и Постной Триодей. Перевод с греческого М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Никодим, фарисей, член Синедриона, тайный уче­ник Христа. После крестной смерти Спасителя вместе с Иосифом Аримафейским участвовал в Его погребе­нии. По преданию, принял крещение от апостолов, был изгнан иудеями из синагоги и из Иерусалима. Широко известно его (Никодимово) Евангелие (апокрифическое); состоит из двух частей: Акты Пилата — рассказы о страда­ниях Христа; рассказ двух воскресших сыновей праведно­го Симеона о сошествии Христа в ад и об освобождении из него Адама и др.


STSL.Ru


Теги: Синаксари
12 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...