Синаксарь Святого и Великого Четверга

Синаксарь Святого и Великого Четверга

Во Святой и Великий Четверток божественные отцы, все прекрасно устроившие, по преемству от божественных апостолов и евангелистов, заповедали нам совершать четыре празднества: святое умовение, Тайную вечерю, то есть преподание нам страшных тайн, необычайную молитву и воспоминание предательства.

Стихи на умовение

Бог, Коего нога ступала древле в Эдеме, на вечери умы­вает ноги учеников.

Стихи на Тайную вечерю

Двоякая вечеря: ибо она предлагает и Пасху законную и Пасху новую — Кровь и Тело Господа.

Стихи на божественную молитву

Ты молишься, Христе, — ужас и капли запекшейся кро­ви на лице Твоем! Но этой молитвой Ты искушаешь враж­дебную смерть!

Стихи на предательство

О развратители народа! К чему мечи, к чему дреколья — на Того, Кто согласен умереть для искупления мира?

Так как еврейская Пасха имела совершиться в пят­ницу, а надлежало, чтобы вслед за образом по­следовала и самая истина, чтобы, то есть точно так же Пасха — Христос принес Себя в жертву за нас, посему Господь наш Иисус Христос, как говорят божествен­ные отцы, предварительно совершает ее с ученика­ми в вечер четвертка. Ибо этот вечер и вся пятница считается у евреев за один день — так они измеряют время, называя нощеденствием. Совершил Он тог­да Пасху с учениками, как говорили некоторые и в числе их божественный Златоуст, по закону: стоя на ногах и опираясь на посохи и прочее, как повелевает закон, чтобы не оказаться нарушителем закона. Все это приготовил Зеведей. Ибо он-то и нес кувшин во­ды, как говорит великий Афанасий, хотя другие гово­рили об этом различно. Потом, показывая ученикам более совершенное, преподает в горнице, уже при на­ступлении ночи, таинственную Пасху ради нас. Ибо, когда была вечеря, говорят, Он возлег с двенадцатью. Заметь, что это была не законная Пасха, ибо [здесь] и вечеря и возлежащие и хлеб и вода, а там все пече­ное огнем и бесквасное. Пред начатием вечери (так говорит божественный Златоуст) восстает, снимает одежды, наливает воду в умывальницу, Сам лично исполняя все. Он и вразумляет Иуду и напоминает ученикам, чтобы они не искали первенства, как убеж­дает их и после умовения, говоря: «Желающий быть первым да будет последним из всех», причем пред­ставляет Себя Самого в пример. Кажется, что прежде всех Христос омыл Иуду, севшего по безрассудству на первое место, потом же приходит к Петру. Сей, бо­лее пылкий, чем прочие, возбраняет учителю, а затем предлагает более, чем можно. Итак, умыв ноги их и указав необычное возвышение чрез уничижение, Он снова надел одежду и, возлегши, убеждает любить друг друга и не искать первенства. Когда они ели, Он заводит краткую речь о предательстве, а как учени­ки устрашились при этой речи, Иисус тихо говорит одному только Иоанну: «Тот, кому Я, обмакнув, ку­сок подам, есть предающий Меня». Ибо если бы уз­нал это Петр, то, как более всех пылкий, задушил бы его. И еще: «Опустивший со Мною руку в блюдо», — то и другое случилось. Потом немного спустя, взявши хлеб, говорит: «Приимите, ядите»; подобно и чашу: «Пейте из нее все: сие есть Кровь Моя Нового Завета, сие творите в Мое воспоминание». Между тем, со­вершая сие, Он и Сам ел и пил с ними. Смотри, Он тело Свое называет αρτον (квасным хлебом, а не бес­квасным αςημα), да будет же стыдно тем, которые для жертвы приносят пресный хлеб. После куска вошел в Иуду сатана, который прежде только искушал его, а теперь окончательно вселился. И, пошедши, говорит, заключил условие с первосвященниками предать Его за тридцать сребреников.

Ученики же после вечери пошли на гору Елеонскую в некое селение, называемое Гефсимания. Спус­тя некоторое время говорит им Иисус: «Все вы соблаз­нитесь о Мне в эту ночь». Но Петр говорит: «Если даже все, но я не отрекусь от Тебя». А Он говорит: «Прежде нежели пропоет петух, дважды, трижды отречешься от Меня». Ибо в то время, как Его водили [к судиям], по­ет петух, и не раз, но два и три. Так и случилось, по­тому что Петр был объят безмерным страхом, а Бог показал слабость [человеческого] естества с тем имен­но намерением, чтобы Петр, которому Он поручил вселенную, познав в себе шаткость естества, был снис­ходителен к согрешающим; сверх того, троекратное отречение Петра изображало грех всех людей против Бога: первый — что Адам преступил заповедь; вто­рой — преступление писанного закона; и третий — со­крушение [казнь] Самого воплощенного Слова. Этот [тройственный] грех впоследствии Он исцелил через троекратное покаяние, трижды вопросив: «Петр, лю­бишь ли Меня?»

После сего, показывая человеческое естество, что для всех страшна смерть, говорит ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно»; и, отшедши, как бы на вержение камня, молился трижды, говоря: «Отче Мой, если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». И еще: «Отче, если возмож­но, да минует Меня чаша сия». Это Он говорил и как человек, а также хитро обходя (обманывая) диавола, чтобы он по этому страху счел и Его за человека и не воспрепятствовал таинству крестной смерти. Возвра­тившись и нашедши учеников погруженными в сон, обращается к Петру, говоря: «Так ли не могли вы и один час бодрствовать и бдеть со Мною? И ты, обещавший­ся подвизаться даже до смерти, спишь с прочими?» Перешедши за поток Кедрон, где был сад, вошел туда с учениками.

Он имел обыкновение ходить туда постоянно, по­этому-то Иуда знал место. И вот он, взяв отряд вои­нов, в сопровождении народа, пошел на Иисуса, дав им знак чрез целование. Часто Он, быв задержан, не­зримо проходил среди врагов; здесь же Христос Сам первый выходит к ним, говоря: «Кого вы ищете?» Они и тут Его не узнали, и не потому, чтобы ночь препят­ствовала; ибо были [на небе] светила и зажжены бы­ли светильники, но, впадши в страх, они отступили. Когда они возвратились, Сам Он отвечал им. Когда Иуда подал знак, Христос говорит: «Друг, для чего ты здесь?» — то есть: «Иуда, пришло время тому, за чем ты пришел». И затем говорит: «Как будто на раз­бойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня?» А пришли они ночью, чтобы не произошло возмуще­ния в народе. Тогда весьма пылкий Петр, извлекши нож (а они только от вечери и были к ней подготовле­ны), ударив раба первосвященника, по имени Малх, отрезал правое ухо; повествование, между прочим, дает разуметь, что первосвященник не хорошо слы­шал и толковал закон. Христос вразумляет Петра, что ученику духовного Мужа нехорошо прибегать к ножу — ухо Малха Он исцеляет. Взявшие Иисуса ведут Его, связанного, в дом первосвященника Анны, кото­рый был тесть Каиафы, ибо там уже собрались фари­сеи и книжники, умышлявшие против Христа. Здесь происходят события, касающиеся Петра и служанки, и его отречение; и как ночь была в половине, то петух пропел трижды. Он же, вспомнив, горько заплакал. Поскольку время приближалось уже к утру, то ведут Христа к первосвященнику Каиафе от Анны, там Он принял заплевания, и были посланы лжесвидетели. Но лишь рассвело, Каиафа отсылает Его к Пилату. Ведшие же Его, говорит, не вошли в преторию, что­бы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Можно вывести такое заключение, что первосвящен­ники и фарисеи поступили тогда противозаконно, от­ложив пасху, как говорит божественный Златоуст, ибо надлежало им есть ее в ту ночь, но они переложили ее ради убиения Христа. А что тогда [именно] надлежа­ло ее есть, это показал Христос, вкушающий ее ночью, прежде Своей вечери, и потом уже установивший со­вершеннейшее. Ибо надлежало, как сказано выше, истине последовать за образом закона. [Ибо], Иоанн говорит, что все это было прежде праздника Пасхи в четверток и ночь его. Посему-то и мы [ныне] праздну­ем, со страхом совершая воспоминание о страшных и неизреченных оных делах и событиях.

По неизреченному Твоему милосердию, Христе Бо­же наш, помилуй нас. Аминь.


Источник: Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари постной и цветной Триоди. Перевод с греческого священника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.



16 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.