Синаксари Постной и Цветной Триодей. Пятница Светлой седмицы

Синаксари Постной и Цветной Триодей. Пятница Светлой седмицы

В пятницу Светлой седмицы мы празднуем обновление храма Пресвятой Владычицы нашей и Богоматери, именуемого «Живоносный Источник», а также воспоминаем о чрезвычайных чудесах, совершенных в нем Богоматерью.

Стихи

Всякий, Дево, видит ясно манну, Силоам, притвор Соло­монов — в Твоем источнике.

Храм сей сначала был построен царем Львом Вели­ким, который называется также и Макеллом. Доб­рый и сострадательный человек, он, когда был еще в числе простых жителей страны, прежде неже­ли вступил на царский престол, однажды, находясь на этом месте и нашедши там слепого, который спо­тыкался, повел его за руку. И вот, когда они прибли­жались к тому месту, слепой, томимый нестерпимой жаждой, просил Льва освежить его водою. Он, вошедши в чащу леса, стал искать источник, а место это в то время было заросшее различными деревьями и густо покрыто цветущей зеленью. Но так как он не нашел там воды, то с печалью возвращался, как вдруг, при возвращении, слышит голос, сверху говорящий: «Лев, не унывай, ибо вода близко». Лев пошел опять назад и стал искать; и когда опять без успеха трудился, то снова слышит тот же голос: «Царь Лев, войди внутрь, в эту чащу, и, зачерпнув горстью этой воды с тиной, утоли [водой] жажду слепого, и когда помажешь ему [тиною] очи, тогда ты узнаешь, кто Я, живущая в этом месте с давнего времени». Он делает так, как указал ему голос, и слепой тут же прозрел. Когда же, по проречению Богоматери, Лев воцарился, тогда над ис­точником воздвигается щедрой рукой первый храм, там, где он виден и доселе.

Обильно изливались там чудеса, но когда, спустя несколько времени, Иустиниан, величайший само­держец римский, страдая от водяной болезни, полу­чил там исцеление, то, из усердия к Матери Слова, построил новый храм, который впоследствии, после разрушительного землетрясения, перестраивали Ва­силий Македонянин и сын его, Лев Мудрый. В цар­ствование их источник совершал очень многие чу- дотворения: так, он исцелял гнойные нарывы, запор мочи, сухотки и различные виды рака, также крово­течения царевен и других женщин, и разного рода лихорадки, и всякие другие неизлечимые болезни и язвы. Разрешал также неплодство: например, как дар сего источника царице Зое родился царь Константин Порфирогенит. Источник воскресил даже и мертво­го. Сей был из Фессалии, и, отправившись к нему, на пути умирает, но, умирая, при последнем издыхании, завещает корабельщикам принести его в храм источ­ника и похоронить там, вылив на него три котла во­ды из источника. Так они и делают, но лишь только стали поливать его водою, мертвый восстает.

Спустя много времени, когда этот великий храм был (при землетрясении) близок к падению, Богоро­дица, явившись, поддерживала его дотоле, пока вы­брался из него весь притекший народ. Испитая эта вода прогоняла разных демонов и избавляла темнич­ных узников. У царя Льва Мудрого исцеляет камен­ную болезнь, а у жены его Феофаны останавливает сильнейшую горячку, брата его, патриарха Стефана, избавляет от сухотки, а у Иоанна, патриарха Иеру­салимского, врачует повредившийся орган слуха. Ис­целяет злейшую горячку патриция Тарасия и матери его Маметриссы, а также и сына Стилианова от запо­ра мочи. Некоторую женщину, Схизину, избавляет от кровавого поноса. Царь Роман из Локапы водою вра­чует ослабление и запор чрева, то же и у жены своей. В Халдее одним воззванием Богоматерь исцеляет мо­наха Пеперина и его ученика, помогает монаху Мат­фею и Мелетию, которые по доносу вызваны были к царю. А о патрициях и о протопасфариях и бесчис­ленных других кто мог бы и рассказать? Получает здесь чрез курение ладана исцеление в бедре и Сте­фан. И какой язык мог бы поведать, что только дела­ла и доселе делает эта вода, обо всех тех чудесах — обильнейших дождевых капель, звезд и листьев, чуде­сах, которые и в наши времена мы видим сами? Так, она чудесно исцеляла необычайный позыв на пищу, рак, костоеды, смертельные бугорки и другое, карбун­кулы и проказу, глухоту; врачевала опухоли женские и очень часто душевные страсти, приливы к глазам, бельмы, кристаллики; у Иоанна варяга — водянку, у другого варяга исцелила злокачественные застарелые язвы, у иеромонаха Марка рассыпавшуюся на коже жгучую сыпь (либо оспу, либо корь), пятнадцатилет­нюю одышку, а притом же и каменную болезнь мо­наха Макария, и очень многое другое, чего исчислить невозможно словом. Все это делала Богоматерь и де­лает и никогда не перестает.

Заступлением Твоей Матери, Христе Боже, поми­луй нас. Аминь.


Источник: Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари постной и цветной Триоди. Перевод с греческого священника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра


STSL.Ru


Теги: Синаксари
24 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.