Синаксари Постной и Цветной Триодей. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Синаксари Постной и Цветной Триодей. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

В нынешний день, в неделю по Пятидесятнице, совершаем праздник Всех святых всей вселенной в Азии, в Африке и Европе, на севере и юге.

Стихи

Я воспеваю всех друзей моего Господа; если кто хочет, пусть присоединится к ним ко всем.

Божественнейшие отцы наши установили совершать настоящий праздник после сошествия Свя­того Духа, некоторым образом как бы показывая, что именно пришествие Святого Духа чрез таковое [ду­ховное] действие апостолов освятило, умудрило лю­дей нашей же породы и возвело их на место низшего чина ангельского и привело к Богу чрез Христа, — одних мучением и кровью, других добродетельной жизнью и поведением. И совершается сверхъестест­венное, ибо, с одной стороны, нисходит Дух в виде огня, который по природе имеет стремление вверх; с другой стороны, восходит горе земля, которая по природе стремится вниз, какова и наша природа. Но ненадолго воспринятая Богом Словом и обоженная, возвышенная и восседшая одесную славы Отчей плоть ныне и всех желающих влечет, по обетованию, так как Бог Слово уже явил дело примирения. И ка­кая же цель Его пришествия к нам во плоти и всего домостроительства более предусмотрительная, как не та, что Он отринутый, то есть невежественный, из язычников, народ приводит в единение и дружество с Богом, между тем как человеческая природа как бы некоторые начатки приносит Богу благоугодивших Ему различным образом в ней. И вот первая причи­на, по которой мы совершаем праздник Всех святых.

Во-вторых, потому, что многие хоть и благоугодили Богу высокой добродетелью, но почему-то, может быть, даже по каким-либо человеческим обстоятель­ствам, остались неизвестными среди людей, между тем как у Бога имеют великую славу. Или же, посколь­ку многие жили по Христу в Индии, Египте, Аравии, Месопотамии и Фригии и в верховьях Черного моря (Евксинского), а также на всем Западе, даже до Бри­танских островов, короче сказать, на востоке и западе; и как, по их бесчисленному множеству, неудобно бы­ло воздать им должную честь, как принято обычаем церковным, то, дабы нам исходатайствовать и у всех них помощь, божественнейшие отцы уставили совер­шать празднество Всем святым (коих только освятил обитавший в них Дух Святой), совокупно воздавая почесть всем, в какой бы земле они не благоугодили Богу, прежде и после жившим и даже имеющим впос­ледствии явиться, не явленным и прославленным.

Или, в-третьих, надлежало всех, празднуемых от­дельно в каждый день, совокупить в один день, да­бы ясно было, что они все подвизались за Единого Христа и проходили одно и то же поприще добро­детели и таким образом, как рабы Единого Бога, до­стойно увенчаны и составили Церковь, восполнивши горний мир, возбуждая и нас совершать, подобно им, подвиг разнообразный и многовидный и со всем усердием стремиться к тому, к чему каждый имеет способность.

Всем этим от века святым знаменитый и премуд­рый Лев построил огромный и прекрасный храм. Он находится близ храма святых апостолов внутри Кон­стантинополя. В первый раз Лев начал строить его в честь первой своей, как говорят, супруги Феофаны, которая в высшей степени благоугодила Богу, и что особенно чудно, — среди шума царского дворца. Ког­да же он сообщил о своем намерении Церкви и не на­шел в ней согласия на свою волю, ибо она хотя при­няла мысль царя, однако не сочла позволительным только что вчера и за три дня услаждавшейся царски­ми мечтами и сластями воздать такую почесть и даже в честь ее устроить великолепный и огромный храм, между тем как и самое время не воздало ей почести и святыни, что она стала благоугодна Богу; тогда пре­мудрый Лев, в соизволении и всей Церкви, воздвиг­нутый храм посвятил Всем по всей вселенной святым, так говоря: «Если свята и Феофана, да сопричислится к ним ко всем».

По моему мнению, с этого времени стал торжествен­нее совершаться этот праздник, хотя он был и пре­жде; и поэтому-то он и поставлен в Триоди послед­ним, вполне замыкая все праздники, как бы ограда. Ибо благочиние и устройство Церкви, хотя началось и ранее, но, понемногу приходя в лучшее и надлежа­щее положение, вполне установилось и определилось только во дни этого царя в том числе и порядке, какой теперь существует. Триодь же, кратко сказать, заклю­чает в себе стройный рассказ о том, что Бог, по неиз­реченным судьбам, соделал для нас; о ниспадении с неба диавола за первое преслушание; о преступлении и изгнании Адама; обо всем домостроительстве Бога Слова ради нас, и как мы снова возведены на небо Святым Духом и восполнили отпадший чин [Анге­лов], тот, который познавается во всех святых.

Нужно знать, что мы празднуем ныне всем тем чи­нам, которых благодатно освятил Дух Святой, я разу­мею высокие и освященные умы, то есть девять чинов: праотцев и патриархов, пророков и святых апостолов, мучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, и все лики святых жен, и всех других безы­менных святых, к коим да причтутся и имеющие явиться. Но паче всех и во всех и со всеми праздну­ем Святой святых и Пресвятой и несравненно высшей самих чинов ангельских Госпоже нашей — Владычи­це Богородице и Приснодеве Марии.

Заступлением Пречистой Твоей Матери и всех от века святых Твоих, Христе Боже, помилуй и спаси нас, как Единый благий и человеколюбивый. Аминь.


Источник: Никифор Каллист Ксанфопул, Патриарх. Синаксари постной и цветной триоди. Перевод с греческого священнника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.


STSL.Ru


Теги: Синаксари
14 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.