Синаксари Постной и Цветной Триодей. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Синаксари Постной и Цветной Триодей. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

В нынешний день, в неделю по Пятидесятнице, совершаем праздник Всех святых всей вселенной в Азии, в Африке и Европе, на севере и юге.

Стихи

Я воспеваю всех друзей моего Господа; если кто хочет, пусть присоединится к ним ко всем.

Божественнейшие отцы наши установили совершать настоящий праздник после сошествия Свя­того Духа, некоторым образом как бы показывая, что именно пришествие Святого Духа чрез таковое [ду­ховное] действие апостолов освятило, умудрило лю­дей нашей же породы и возвело их на место низшего чина ангельского и привело к Богу чрез Христа, — одних мучением и кровью, других добродетельной жизнью и поведением. И совершается сверхъестест­венное, ибо, с одной стороны, нисходит Дух в виде огня, который по природе имеет стремление вверх; с другой стороны, восходит горе земля, которая по природе стремится вниз, какова и наша природа. Но ненадолго воспринятая Богом Словом и обоженная, возвышенная и восседшая одесную славы Отчей плоть ныне и всех желающих влечет, по обетованию, так как Бог Слово уже явил дело примирения. И ка­кая же цель Его пришествия к нам во плоти и всего домостроительства более предусмотрительная, как не та, что Он отринутый, то есть невежественный, из язычников, народ приводит в единение и дружество с Богом, между тем как человеческая природа как бы некоторые начатки приносит Богу благоугодивших Ему различным образом в ней. И вот первая причи­на, по которой мы совершаем праздник Всех святых.

Во-вторых, потому, что многие хоть и благоугодили Богу высокой добродетелью, но почему-то, может быть, даже по каким-либо человеческим обстоятель­ствам, остались неизвестными среди людей, между тем как у Бога имеют великую славу. Или же, посколь­ку многие жили по Христу в Индии, Египте, Аравии, Месопотамии и Фригии и в верховьях Черного моря (Евксинского), а также на всем Западе, даже до Бри­танских островов, короче сказать, на востоке и западе; и как, по их бесчисленному множеству, неудобно бы­ло воздать им должную честь, как принято обычаем церковным, то, дабы нам исходатайствовать и у всех них помощь, божественнейшие отцы уставили совер­шать празднество Всем святым (коих только освятил обитавший в них Дух Святой), совокупно воздавая почесть всем, в какой бы земле они не благоугодили Богу, прежде и после жившим и даже имеющим впос­ледствии явиться, не явленным и прославленным.

Или, в-третьих, надлежало всех, празднуемых от­дельно в каждый день, совокупить в один день, да­бы ясно было, что они все подвизались за Единого Христа и проходили одно и то же поприще добро­детели и таким образом, как рабы Единого Бога, до­стойно увенчаны и составили Церковь, восполнивши горний мир, возбуждая и нас совершать, подобно им, подвиг разнообразный и многовидный и со всем усердием стремиться к тому, к чему каждый имеет способность.

Всем этим от века святым знаменитый и премуд­рый Лев построил огромный и прекрасный храм. Он находится близ храма святых апостолов внутри Кон­стантинополя. В первый раз Лев начал строить его в честь первой своей, как говорят, супруги Феофаны, которая в высшей степени благоугодила Богу, и что особенно чудно, — среди шума царского дворца. Ког­да же он сообщил о своем намерении Церкви и не на­шел в ней согласия на свою волю, ибо она хотя при­няла мысль царя, однако не сочла позволительным только что вчера и за три дня услаждавшейся царски­ми мечтами и сластями воздать такую почесть и даже в честь ее устроить великолепный и огромный храм, между тем как и самое время не воздало ей почести и святыни, что она стала благоугодна Богу; тогда пре­мудрый Лев, в соизволении и всей Церкви, воздвиг­нутый храм посвятил Всем по всей вселенной святым, так говоря: «Если свята и Феофана, да сопричислится к ним ко всем».

По моему мнению, с этого времени стал торжествен­нее совершаться этот праздник, хотя он был и пре­жде; и поэтому-то он и поставлен в Триоди послед­ним, вполне замыкая все праздники, как бы ограда. Ибо благочиние и устройство Церкви, хотя началось и ранее, но, понемногу приходя в лучшее и надлежа­щее положение, вполне установилось и определилось только во дни этого царя в том числе и порядке, какой теперь существует. Триодь же, кратко сказать, заклю­чает в себе стройный рассказ о том, что Бог, по неиз­реченным судьбам, соделал для нас; о ниспадении с неба диавола за первое преслушание; о преступлении и изгнании Адама; обо всем домостроительстве Бога Слова ради нас, и как мы снова возведены на небо Святым Духом и восполнили отпадший чин [Анге­лов], тот, который познавается во всех святых.

Нужно знать, что мы празднуем ныне всем тем чи­нам, которых благодатно освятил Дух Святой, я разу­мею высокие и освященные умы, то есть девять чинов: праотцев и патриархов, пророков и святых апостолов, мучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, и все лики святых жен, и всех других безы­менных святых, к коим да причтутся и имеющие явиться. Но паче всех и во всех и со всеми праздну­ем Святой святых и Пресвятой и несравненно высшей самих чинов ангельских Госпоже нашей — Владычи­це Богородице и Приснодеве Марии.

Заступлением Пречистой Твоей Матери и всех от века святых Твоих, Христе Боже, помилуй и спаси нас, как Единый благий и человеколюбивый. Аминь.


Источник: Никифор Каллист Ксанфопул, Патриарх. Синаксари постной и цветной триоди. Перевод с греческого священнника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.


STSL.Ru


Теги: Синаксари
23 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...