«Се Жених грядет в полунощи...». События Великого Вторника

Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и на­сы­щен­ных глубоким духовным смыслом дней бо­го­слу­жеб­но­го года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих стра­да­ни­ях, последний раз про­по­ве­ду­ет в Иеру­са­лим­ском храме, и фарисеи пы­та­ют­ся искусить Спасителя.

В этот день в Церкви чи­та­ет­ся целых че­ты­ре главы из Евангелия, со­дер­жа­ние которых осмыс­ля­ет­ся, в первую очередь, в от­но­ше­нии жизни каж­до­го че­ло­ве­ка, че­ло­ве­че­ства и Церкви в целом.

Последняя проповедь в Иеру­са­лим­ском храме: «Кесарю – ке­са­ре­во»

При­бли­жа­ясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и от­кро­ве­нен со Своими уче­ни­ка­ми. Он уже не при­кро­вен­но, но с осо­бен­ной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом при­го­то­вить их к Своим стра­да­ни­ям (Ин. 15:15; Мф. 26:2).

Вместе с тем в Великий Вторник Христос последний раз про­по­ве­до­вал пе­ред на­ро­дом в Иеру­са­лим­ском хра­ме, со­от­вет­ствен­но Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о еван­гель­ском чте­нии это­го дня, святитель Феофан Затворник за­ме­ча­ет: «До­ста­точ­но было только выслушать все это со вни­ма­ни­ем, чтоб увериться, что Он есть ис­тин­ный Спас миру – Христос, и по­ко­рить­ся Его за­по­ве­дям и уче­нию».

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании и во вторник утром опять пришел во храм Иеру­са­лим­ский и много учил во храме и вне хра­ма (Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21:46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11:18), слушал Его с услаждением (Мк. 12:37).

Христос был резок в Своих словах к фа­ри­се­ям и не жа­ле­л на них жестоких слов. Неожиданно Спаситель за­кан­чи­ва­ет Свою гроз­ную речь уди­ви­тель­но тро­га­тель­ны­ми и горь­ки­ми сло­ва­ми (Мф. 23:37-38). Христос показал, что, несмот­ря на все без­за­ко­ния Из­ра­и­ля, Он всё равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каж­до­го че­ло­ве­ка и скорбит о его грехах.

Непо­сред­ствен­но после об­ли­че­ния фа­ри­се­ев, выйдя из храма, Спаситель пред­ска­зы­ва­ет своим ученикам судьбу Иеру­са­ли­ма (Мф. 24:2). Он призывает уче­ни­ков все­гда ду­хов­но бодр­ство­вать и в лю­бой мо­мент быть готовым к встре­че с Бо­гом (Мф. 24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и по­сле­ду­ю­щем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каж­до­го че­ло­ве­ка кончине, дня и часа которой тоже ни­ко­му не дано знать, кроме Бога.

Притча о десяти девах. Роспись южной стены Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры
Притча о десяти девах. Роспись южной стены Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

Притчи о неверном и бла­го­ра­зум­ном рабах и о десяти девах

Свою мысль Христос объясняет двумя притчами: о рабах, неверном и бла­го­ра­зум­ном (Мф. гл. 24), и о десяти девах.

Вторая притча учит нас тому, что любой че­ло­век должен всегда бодр­ство­вать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить гря­ду­ще­го Спа­си­те­ля. При всей видимой су­е­те, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недо­сы­па­ют, духовная спяч­ка ед­ва ли не самая от­ли­чи­тель­ная черта нашего времени. Приснопоминаемый духовник Троице-Сергиевой Лавры ар­хи­манд­рит Кирилл (Павлов) за­ме­ча­тель­но ска­зал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предо­сте­ре­же­ние, ибо теперь особенно много дрем­лю­щих и спящих. Душевный сон – это не те­лес­ный сон, укреп­ля­ю­щий ор­га­низм, а напротив, сон нездо­ро­вый, бо­лез­нен­ная спячка, в которой люди го­ня­ют­ся за су­е­той и думают, что они живут дей­стви­тель­ной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жиз­ни».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что трогательная песнь «Се Жених грядет в полунощи», которая поется на утренях в первые три дня Страстной седмицы. напоминает нам притчу Спасителя, в которой Он уподобляет Царствие Небесное десяти девам, которые, по древнему обычаю взяв светильники свои, выходили навстречу жениху. 

«Светильники – это души наши, по слову Спасителя: светильник для тела есть око (Мф. 6:22), под оком Он разумеет сердце человеческое, или душу; масло – милостыня, по изъяснению святого Иоанна Златоуста, или вообще добрые дела. Итак, неразумные христиане, вышедши навстречу Жениху, не приготовили для душ своих добрых дел, которые могли бы поддержать их духовную жизнь. Мудрые же, сказано, взяли масло в сосудах со светильниками своими, т. е. они запаслись добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Кто же Жених? Иисус Христос», – поучал отец Иоанн.

«Святая Церковь призывает нас сопутствовать, сострадать и сораспяться с Господом в эти дни… Безжалостным отношением к плоти ради Господа вы понесет на сораспятие с Ним свою плоть.. Свяжите душу занятиями духовными – и уподобитесь Господу, когда Его, связанного, повели на суд... Пройдите углубленным размышлением весь крестный путь Господа, сострадайте Ему сердцем... Как сораспяться с Ним? Исполняя заповеди, будете распинать себя ради Господа... Сами познаете, как исполнением христианских добродетелей то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то голова увенчивается тернием, то все естество наше покрывается ранами... Будем не только сопутствовать Ему, но и сораспинаться с Ним, ибо иного пути к спасению нет!» – призывает нас святитель Феофан Затворник.

«”Се Жених грядет в полунощи…” Кто этот таинственный Жених?.. Спаситель наш Иисус Христос... Наша душа обручена Ему, как невеста жениху... Это святое обручение с Его стороны произошло на Кресте... А с нашей стороны это обручение совершается в таинстве Крещения, где мы, отрекшись от мира, плоти и диавола, сочетались Христу... Те, кто верны своему обручению, всегда на страже... Но есть из обрученных Небесному Жениху и такие, кто совершенно забыл о своих обетах... Много ли таких среди христиан? Так много, что Слово Божие говорит: и как жених замедлил, то задремали все и уснули (Мф. 25:5)… Ныне или завтра явится ангел смерти и призовет нас к Жениху!» – напоминает верующим святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский.

Таким образом, по мнению протоиерея Григория Дебольского, притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.



19 апреля 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.