Архим. Тихон (Агриков). Сила смирения

Архим. Тихон (Агриков). Сила смирения
Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«... Возлюбил еси смирение, и зельным бдением и молитвами, душегубныя страсти умертвив...» [1].

Возлюбленные братия и сестры, мы с вами живем на земле и как бы плывем по бурному житейскому морю. И волны этого моря порой так свирепы, так ве­лики и грозны, что, кажется, ничто их не укротит. Тя­жело и опасно плавание по морю природному, не­сравненно тяжелее и опаснее плавание по морю жи­тейскому. Как волны, на нас обрушиваются всякие невзгоды, опасности, притеснения или непонимание людей, ссоры, клевета, неурядицы. И все это удруча­ет, лишает нас радости и покоя. Вот святой апостол увещает христиан жить со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию [2]. Так ли мы живем? Есть ли у нас в жизни эта дивная гармония взаимной любви и терпения?

Приходится сознаться, дорогие мои, что мы очень и очень далеки от этой апостольской заповеди. Но в чем причина всяких неустройств, нашей немирной жизни? Причина всех раздоров, всех нестроений, вражды и разделения одна — нет смирения. И ведь что страшно? Его нет у нас не только в отношениях с нашими ближними, его нет даже в нашей собствен­ной душе. Загляните в нее. Там — мрак, холод, смяте­ние, беспокойство, там нет стройности, порядка, ясности, мира. Нас волнуют страсти, и это внутреннее волнение искажает нашу жизнь, все наши отноше­ния. И происходит это все по той же причине — нет смирения.

Святые отцы говорят: только смиренный может хранить мир душевный. Страсти томят, мучают, тер­зают нашу душу, как лютые звери. Сколько же стра­стей осаждают человеческий род: гордость, гнев, не­нависть, нечистота, зависть и прочее. И они не толь­ко здесь нас мучают, они будут жечь огнем ужасным и там — в загробном мире. Они могут совсем нас по­губить, ввергнуть в ад, если мы не будем с ними бо­роться. Это борьба тяжелая, но необходимая, если мы только желаем истинно спастись.

По милости Божией, братия и сестры, мы имеем множество дивных примеров благочестивой жизни и высокого подвига наших святых, богоносных отцов. Они глубоко осознали необходимость этой борьбы и всю свою жизнь положили на то, чтобы победить страсти. Мы имеем их пример и их богомудрые на­ставления, которые написаны ими на основании соб­ственного опыта долгой подвижнической жизни. Ка­кое же оружие выбрали эти святые люди в борьбе со своими страстями? Что нужно нам, чтобы идти вслед за ними?

Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Еван­гелии сказал, что сей... род (то есть всякое зло, стра­сти и бесовские нападения) изгоняется только мо­литвою и постом [3].

И все святые отцы шли путем тяжкого подвига — крайнего воздержания, многих болезней и трудов. Каждый из них подвизался по-разному, но у всех у них есть одно общее — святое, благодатное смирение. Это самое сильное оружие против бесов и их козней.

О Преподобном Сергии сказано: «Возлюбил еси смирение, и зельным бдением, и молитвами душегубныя страсти умертвив...» Один старец говорил, что диавол всему может подражать: посту — он нико­гда не ест, бдению — он не спит, а смирению подра­жать не может. Гордость низвергла его с неба в пре­исподнюю, и сам он низлагается только святым сми­рением.

Рассказывают, что к одному старцу-подвижнику привели бесноватого, чтобы тот исцелил его. Старец помолился и стал изгонять беса, говоря: «Выйди из творения Божия». Бес отвечал: «Выйду, но скажи мне сначала, в Евангелии кого называют козлищами, а кого агнцами?» Старец отвечал: «Козлище — это я, а агнцев знает Бог». Бес, услышав этот ответ, громко возопил: «Я исхожу по твоему смирению» — и тотчас оставил болящего.

Святые отцы-подвижники прошли путем святого смирения и единогласны в похвалах этой высокой добродетели. Преподобный Антоний Великий гово­рит: «Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои». Святой Иоанн Лествичник пишет: «Кто борет­ся с блудом постом, тот связывает врага веревками, а кто борется смирением, тот побивает его и зарывает в песок». За нашу гордость Господь попускает врагу искушать нас, чтобы мы познали свою немощь. За гордость мы теряем благодатную помощь и подкреп­ление от Бога, без Которого мы ничто.

Возлюбленные братия и сестры, смирение нужно всем нам. Как прекрасен, как счастлив человек, обла­дающий смирением. Оно желанно каждому из нас, христиан. Оно необходимо всем, но особенно оно украшает юность. Как роза в шипах делается прекрас­ной, так юность цветет, охраненная благодушным смирением. Но насколько же оно трудно для нас, та­ких непослушных, самочинных, высокоумных. На­сколько же оно далеко от нас, и кажется недостижи­мым это святое смирение. Можно и молиться, и по­ститься, и подвизаться, но смирить себя, сломить свою гордыню, которая постоянно прорастает в серд­це, можно только при помощи благодати Божией.

«Христа, нас ради волею смирившагося, даже до рабия образа, подражав, возлюбил еси смирение...» [4]. Вот тайна смирения — возлюбить нашего Господа, смирившегося «до рабия образа», подражать Ему. Ведь Сам Господь зовет нас к этому: «... научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем...» [5].

Научиться следует не для чего иного, как для того, чтобы найти покой своей мятущейся душе. И мы об этом слышим каждый день и знаем, а все у нас не вы­ходит, все мы только собираемся смиряться, но, мо­жет быть, даже и не собираемся... Преподобный Сер­гий умел смиряться не на словах, а на деле. Вот он служит вечерню в своем деревянном храме, постро­енном его трудами, а на клиросе среди братий разго­релся спор. Гневные слова долетают до слуха смирен­ного Сергия. Оказывается, это его брат Стефан оспа­ривает его право на игуменство. Слышна брань, порицается его имя... Скорбным показалось это Пре­подобному: разве он искал власти, почета? Кончи­лось богослужение, разошлись по келлиям братия, только авва Сергий отправился не в келлию, а тихонько вышел за ворота и... удалился от родной оби­тели, ушел далеко в лес, скрылся. Не с обидой ушел, а по смирению, уступая, чтобы не дать повода к разде­лению. Никого не наказал, никому не выговорил, оп­равдываться не стал: «возлюбил еси смирение».

Дорогие мои, мы приходим к Преподобному Сер­гию, мы его любим и доверяем ему. Он наш отец ду­ховный. Он непрестанно учит нас смирению. И если мы хотим быть его детьми, если хотим подняться в те небесные выси, куда вознесло его смирение, то и нам непременно надо возлюбить святое смирение.

Последуем же за ним, возлюбленные братия и се­стры. Мы должны быть счастливы, оттого что нам не надо искать спасительного пути где-то далеко, не на­до блуждать, перед нами вечно живой пример наше­го аввы. И не только пример, но и его сильная по­мощь. Повторю: смирение — вещь совсем не легкая, многими трудами приобретаемая, но надо больше просить его, нашего отца и ходатая. Он сам возлюбил смирение, нас учит смиряться, любит смиренных и непременно услышит нашу просьбу, помолится за нас ко Господу, поможет нам стяжать это святое ка­чество души.

Возлюбим же смирение, братия и сестры. Смире­ние умертвит страсти, бушующие в душе, терзающие нас. Смирение водворит мир в сердце, смирение ук­расит нас. Если в душе у нас постоянное благодатное смирение, то оно изольется и на наши отношения с людьми, нам везде будет легко и радостно. Мы вот все жалуемся, что нам трудно, ни один не скажет, что ему легко. Мы ропщем, оправдываемся, обвиняем других, ищем спокойствия. Но все тщетно, если сами не будем смиряться, терпеть, а терпение без смире­ния не бывает.

Как же нам смиряться?

Святой апостол учит побеждать зло добром [6]. Ведь как у нас бывает в жизни! Нас заденут — мы готовы побить человека; нам слово скажут — мы в ответ де­сять... И так во всем. Отсюда все неурядицы, ссоры и прочее. Но попробуйте смириться, хотя бы раз про­молчите, и ссора не вспыхнет. Нас обидели незаслу­женно, мы мучаемся и переживаем, но смиритесь, простите, и в душе у вас водворится мир и тишина. Господь любит всякую смиренную душу. Предоставь­те Господу свою защиту и оправдание. «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас», — говорит святой апостол Иаков [7].

Смирение — ангельская добродетель в противопо­ложность бесовской гордости. Смирением Ангелы парят в небе, и все смиренные души восходят туда, в ангельский мир, для вечного славословия Бога.

Блажен, кто приобрел смирение. Оно примирит его с самыми тяжелыми условиями и жизненными испытаниями. Оно сделает жизнь легкой и радост­ной. Оно умертвит страсти. Вместе с ними душа сбро­сит с себя всякую земную привязанность, поднимет­ся выше своих грехов, выше скорбей и воспарит на самое небо. «... Смирением возвышаемый, в вечныя кровы возлетевый» [8]. Аминь.


Источник: архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание, проповеди, письма. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 264-269.


Примечания

[1] Служба на преставление преподобного Сергия. Канон 1, песнь 1.

[2] Еф. 4, 2.

[3] Мф. 17, 21.

[4] Служба на преставление преподобного Сергия. Канон 1, песнь 1.

[5] Мф. 11, 29.

[6] Рим. 12, 21.

[7] Иак. 4, 10.

[8] Акафист преподобному Сергию. Икос 8.



19 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...