Сергиев Посад. Всехсвятская (Покровская) церковь и ее служители

Т.Н. Шпанькова

В XIX – начале XX вв. к приходской церкви Кокуевской слободы Обновления Храма Воскресения Христова была приписана кладбищенская церковь в честь Всех Святых. Она появилась в 1834 году на кладбище, располагавшемся на северо-западной окраине города. Кладбище это обычно и называлось Кокуевским, а потом все чаще через «у» – Кукуевским.

20150319_200.jpg

Всехсвятская церковь Кокуевского кладбища. Фото 1920-1925 гг.

Храм сооружался «тщанием прихожан» трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Особое усердие в строительстве проявил крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к церкви был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал его наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев). Архитектурный стиль однокупольного здания храма с трапезной и колокольней – ампир. По свидетельству современного историка К.А. Филимонова, «наружные фасады церкви были оштукатурены и окрашены масляной краской, металлические кровли церкви были окрашены медянкой (красный цвет), а луковичная глава окрашена голубой масляной краской и украшена двадцатью семью вызолоченными звездами. Такой же вид, вероятно, имела глава, венчавшая колокольню. Третья главка, над алтарем, была полностью вызолочена. Внутри стены церкви были отделаны искусственным мрамором, украшены росписью под мрамор и живописью. Росписи, как можно уверенно предполагать, были исполнены в 1870-х гг. при ремонте церкви местным иконописцем, бывшим служителем Лавры И.М. Малышевым».

Всехсвятская церковь.jpg

Всехсвятское подворье. Современный вид.

По преданию, Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна от жилой застройки и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне.

В знаменитой книге историка церкви Е.Е. Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», изданной в 1892 году, говорится, что в отличие от других кладбищенских церквей Сергиевского Посада, «церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт» (это священники, дьяконы, псаломщики и др. – Т.Ш.). По Филимонову, «причт церкви состоял из двух человек, проживавших в двух церковных домах, на церковной земле, принадлежащей Воскресенской церкви».

1nnosdi24.jpg

Священник Сергий Пикунов среди учащихся. Фото начала XX века

Сейчас очень трудно воссоздать список иереев, которые служили в церкви за всю ее историю. Но попытаемся это сделать хотя бы в отношении последних десятилетий ее существования до закрытия, воспользовавшись немногочисленными письменными и устными источниками.

В начале века XX века настоятелем Всехсвятской церкви был священник Сергий Пикунов. Он служил здесь до конца жизни. Сергей Никитич Пикунов – выпускник Вифанской семинарии 1884 г. О семье о. Сергия мы уже рассказали в главе, посвященной переулку Северный тупик. К биографии священника можно еще добавить, что по имеющимся документам, кроме служения в кладбищенской церкви, о. Сергий в 1900 году преподавал Закон Божий в женском двухклассном городском училище.

0_166331_fb5574b2_XL.jpg

Николай Иванович Милославин с супругой. Фото около 1888 г.

Где-то на рубеже веков дьяконом в церкви был о. Николай Милославин. Случилось так, что во время службы он заразился скарлатиной, перенес ее на своих пятерых детей, и они умерли. В 1903 году о. Николая пригласили священником в только что построенную церковь Михаила Архангела. Там, на Красюковке, у него появились еще дети. (Подробнее о семье Милославиных можно прочитать в нашей книге «Сергиев Посад. Красюковка»).

Согласно поступившим недавно и, к сожалению, непроверенным сведениям, примерно в конце XIX – начале XX века в храме на Кукуевском кладбище священниками были Александр Николаевич Крохин и его сын. Об этом сообщила внучка иерея. Косвенно о периоде их служения можно судить по тому, что ее мать, дочь священника, родилась в 1909 году.

kronid_liubimov_2.jpg

Архимандрит Кронид (Любимов)

После революции 1917 года начались гонения на веру. Власти закрывали и отбирали у Церкви здания храмов и монастырей. Троицкие монахи после изгнания из Лавры стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры архимандрит Кронид (Любимов). На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, о. Алексия Зосимовского (подробнее о старце см. ниже).

В 1930-е годы скромный кладбищенский храм удостоился служения в нем архимандрита. Это был отец Маврикий (Полетаев), будущий святой преподобномученик.

Маврикий (Полетаев).jpg

Архимаидрит Маврикий (Полетаев)

Михаил Владимирович Полетаев родился в 1880 году в г. Кронштадте. Его мать была племянницей жены св. Иоанна Кронштадтского. По окончании духовной семинарии Полетаев принял сан священника и служил в Туркестане. После революции ставшего протоиереем отца Михаила неоднократно арестовывали. Овдовев, он принял монашеский постриг с именем Маврикия. Дети были уже взрослыми и жили отдельно от отца. До переезда в Сергиев (Загорск) отцу Маврикию пришлось служить в Переяславле-Залесском и в Москве. В 1928 году уже в сане архимандрита он был арестован в городе Юрьев-Польском Владимировской области и за «контрреволюционную деятельность» приговорен к трем годам ссылки. Ее он провел в Орле. По освобождении в 1930 году переехал в Загорск и стал служить в кладбищенской Всехсвятской церкви. Архимандрит проживал на частной квартире в доме на Нижне-Кукуевской улице. Там он и был арестован в 1935 году за принадлежность к контрреволюционной (к/р) монархической группировке духовенства и церковников. В начале 1936 года его обвинили в антисоветской агитации, активном участии в к/р группировке церковников и бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры, в прославлении могилы старца Алексия Соловьева и приговорили к трем годам ИТЛ. Он был отправлен в Карлаг (Казахстан, Караганда). А уже в 1931 году его арестовали в лагере за «создание в Карлаге к/р группы, которая под его руководством проводила богослужения и тем распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников». 4 октября 1937 года отец Маврикий был расстрелян. Архиерейским собором Русской Православной Церкви Маврикий Полетаев 20 августа 2000 года был канонизирован.

Нельзя не рассказать о  разделившем с о. Маврикием страдания, которым тот подвергался все последние годы, В.Е. Кондратьеве, причисленном в наши дни к мученикам и исповедникам Российским.

o86-4.jpg

Тюремное фото В.Е. Кондратьева

Василий Емельянович Кондратьев родился в селе Иудино Сергиевского уезда Московской губернии. Бывший торговец и домовладелец. После революции работал кустарем-слесарем, опять занимался коммерцией. В 1920-х – начале 1930-х гг. жил в Сергиеве (Загорске). С 1925 по 1935 гг. был старостой Всехсвятской церкви, где служил о. Маврикий (Полетаев). 21 октября 1935 года Кондратьев арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 8 января 1936 года осужден по групповому «Делу духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием». Кроме того, обвинялся в распространении слухов о войне и неизбежной гибели советской власти, доказывал, что при царе народ жил свободнее и лучше. Виновным себя не признал. Был отправлен в КарЛАГ. Приговорен к трем годам исправительных работ, работал возчиком. Там 28 сентября 1937 года осужден по групповому «Делу архимандрита Маврикия (Полетаева) и др.». Особое обвинение было предъявлено Кондратьеву Василию в том, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки. Виновным себя не признал. 4 октября 1937 года Василия Кондратьева расстреляли в КарЛАГе в один день с архимандритом Маврикием.

10_1.jpg

Протоиерей Димитрий Баянов

Храм Всех Святых был последним в нашем городе местом служения протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий вскоре нашел свой конец там же, где и многие церковные деятели того времени – на Бутовском полигоне под Москвой. Его подробная биография приведена в книгах «Сергиев Посад. Красюковка» и «Сергиев Посад. Кукуевка». Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище власти закрыли...

Баянов_Дмитрий_Федорович-2.jpg

Протоиерей-композитор Димитрий Баянов в кругу семьи и знакомых. Автограф о. Димитрия.

В 1997 году перестроенное и сильно искаженное здание было вновь передано Русской Православной Церкви. В настоящее время оно восстановлено как Покровский храм Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой лавры. Сейчас настоятелем церкви служит протоиерей Сергий Сухенко.

078.jpg_thumbnail0.jpg

Отец Сергий Сухенко. Фото 2015 г.

Под его началом здание и его окрестности приобрели благолепный вид. Много сил тратит отец Сергий на воссоздание истории вверенного ему храма. Вместе с группой энтузиастов он занимается поисками любой информации, имеющей отношение к его служителям, архитектуре, а также к истории древнего Кукуевского кладбища.


Источник: Шпанькова Т.Н. Прогулки по родному городу. Сергиев Посад: Штатные слободы. / Т.Н. Шпанькова. – Сергиев Посад: ООО «Всё для Вас Сергиев Посад», 2012. С. 151-156.


Смотрите также:

Всеxсвятское подворье


STSL.Ru


9 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...