Сергиев Посад. Страницы истории. Восстановление. Слободы в первой половине XVII в.

После подписания 1 декабря 1618 г. в селе Деулине перемирия между Россией и Польшей стало возможным действительное восстановление разрушенного. А разрушено было многое. Не только окрестности Троице-Сергиева монастыря были разоре­ны, но и сам монастырь пострадал очень сильно: сожжены его хозяйственные дворы, сожжены или разобраны на дрова дере­вянные монастырские кельи, повреждены крепостные стены и башни. Видя это, многие говорили: «Не быти уже Сергиеве оби­тели по-прежнему» [1].

Но восстановление Троицкого монастыря и его окрестностей произошло удивительно быстро. В 20—30-х годах XVII в. в мо­настыре на месте уничтоженных деревянных келий выросли бла­гоустроенные каменные келейные корпуса и среди них Больнич­ные палаты с шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — памятник защитникам Троице-Сергие­ва монастыря. В 40—50-х годах XVII в. была реконструирована Троицкая крепость: увеличена толщина и высота стен и плоских башен, заново перестроены угловые башни. «Ум не может пред­ставить их неприступность и красоту», — отметил в описании своего путешествия по России сирийский православный священ­ник Павел Алеппский, посетивший монастырь в 1655 г. [2].

Вместе с Троице-Сергиевым монастырем к середине XVII в. отстроились и окружавшие его поселения; по количеству дворов и числу жителей они превратились в самый настоящий город. Не случайно Павел Алеппский, обозревая с крепостной стены монастыря его округу, назвал ее «большим городом» среди са­дов, тянущихся непрерывно один за другим.

Города в России XVII в. назывались посадами и разделялись на слободы, в которых проживали «посадские люди»: купцы, ма­стеровые, наемные рабочие.

img021.jpg 
Церковь во имя Прп. Сергия в селе Деулино. Литография. XIX в.

В декабре 1618 г. в селе Деулино было заключено перемирие между Россией и Польшей, названное «Деулинским», которое положило нача­ло возрождению Российского госу­дарства. В 1620 г., в память о выше­указанном событии и в похвалу Преподобному Сергию Радонежско­му, в селе была возведена деревян­ная Сергиевская церковь. Освятил церковь архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий.

img021...jpg 
Больничные палаты с церковью во имя Прпп. Зосимы и Савватия. XVII в.
Чертеж И. В. Трофимова. 1940—1945 гг.

В 20-30-х годах XVII в. в Троице-Ссргисвом монастыре на месте сожженных во время осады дере­вянных келий выросли благоустро­енные каменные келейные корпуса и среди них Больничные палаты с шатровой церковью во имя препо­добных Зосимы и Савватия Соло­вецких — памятник защитникам Троице-Сергиева монастыря.

Уже в 1624 г. в обновленном селе Клементьеве насчитывалось 76 дворов пашенных крестьян и бо­былей и 212 дворов мастеровых и работных людей. Мастеровые и работные люди Троице-Сергиева монастыря к середине XVII в. были расселены сло­бодами, которых насчитывалось 7: Иконная, По­варская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая, Служняя. Слободами нередко называ­ли также села Кокуево и Клементьево. Именно со­вокупность всех этих слобод Павел Алеппский справедливо назвал большим городом. Не будет от­ступлением от истины и нам впредь для краткости называть село Клементьево и окрестные слободы Троицким посадом.

img022.jpg 
Троицкие слободы в пер­вой половине XVII в.
План-схема К. Филимонова.

Вместе с "Троице-Сергиевым монас­тырем к середине XVII в. отстрои­лись и окружавшие его поселения. Вокруг монастыря насчитывалось 7 слобод: Иконная, Поварская, Ко­нюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая, Служняя. Слободами нередко называли и села Кокуево и Клементьевка.

Почему же после польско-литовского разорения так быстро восстановился Троицкий посад? Где располагались и кем насе­лялись составлявшие его слободы? Чем занимались жители этих слобод? Кем и как управлялись? Свидетелями и участниками каких важных событий довелось им быть?

Польско-литовское разорение, как уже упоминалось, вынудило множество людей искать кров и пищу у стен Троице-Сергиева мо­настыря. Многие из них так и остались при монастыре, обзаведясь семьями и хозяйством. Так, например, из разоренной Москвы и троицких вотчин в монастырь было свезено 600 мальчиков-сирот. «И как учинися в возрасте, и те ныне в Троицком монастыре в слу­гах, а иные в мастеровых и во всяких монастырских службах, и на воловом дворе, и в каменщиках, и в кирпитчиках», — докладыва­ли троицкие власти царю Алексею Михайловичу в 1651 г. [3].

Остались при Троицком монастыре и многие овдовевшие женщины, осиротевшие девицы; некоторые из них постриглись в возобновленном после снятия осады подольном Пятницком монастыре, остальные, выйдя замуж, осели в монастырских слободах.

Обездоленные польско-литовским разорением люди, найдя приют и помощь у Троице-Сергиева монастыря, позднее соста­вили значительную часть населения Троицкого посада, стори­цей отблагодарив монастырь за оказанную им помощь.

Среди жителей Троицкого посада в XVII в. так же велика была доля так называемых «закладчиков». R XVI и XVII вв. мно­жество посадских людей, спасаясь от огромных государствен­ных налогов и тяжких повинностей, бежали из своих посадов и «закладывались» (поселялись на землях и поступали в зависи­мость) за «сильных людей», за монастыри и патриарха, т.е. за тех владельцев, земли которых хотя бы частично были освобож­дены от государственного тягла. Беглые посадские люди сели­лись на таких землях дворами и целыми слободами, занимаясь «всякими промыслами и торгами большими» [4].          

img024.jpg 
Кузнецы и чеканщики.
Книжная миниатюра. XVII в.

Одним из самых сильных и привилегированных землевла­дельцев, после царя и патриарха, в России XVII в. был Троице- Сергиев монастырь. Его вотчинное село Клементьево еще в XVI—XVII вв. получило различные льготы и свободы: от тяже­лейшей подводной повинности, от бесплатного содержания про­езжающих через село бояр, государевых людей. Не случайно по­сле польско-литовского разорения на территории села выдели­лись Иконная и Поварская слободы, населенные иконниками, сусальниками, серебряниками, оловянниками, поварами, хлеб­никами и мастеровыми людьми других профессий [5]. Иконная и Поварская слободы располагались вдоль Клементьевского и Келарского прудов, составляя северную окраину села. Память о Поварской слободе сохранилась в названии улиц: Поварская и Поварская набережная.

Севернее Троице-Сергиева монастыря после осады были уст­роены Конюшенная и Тележная слободы. Они находились вбли­зи восстановленных монастырских конюшен. Конюшенная сло­бода располагалась на месте современной ул. Фаворского, кото­рая в XVIII в. так и называлась — Конюшенная улица. Теле­жная слобода размещалась где-то рядом, вероятно, на месте современной ул. Пархоменко. В слободах жили «конские масте­ра», конюхи, тележники, плотники, колесники, мастера других профессий, многие из которых «заложились» за Троицкий мона­стырь, покинув свои посады.

Иконная, Поварская, Конюшенная и Тележная слободы от­носились к нетяглым поселениям при Троице-Сергиевом монас­тыре. Населявшие их мастеровые люди были освобождены от монастырских налогов и повинностей. Они делали «на монас­тырь всякое изделье», получая за это годовое денежное жалова­нье и отсыпной хлеб [6].

К нетяглым слободам Троицкого посада относились также слободы Стрелецкая и Пушкарская. Пушкарская слобода рас­полагалась западнее монастыря, в районе современных улиц Пушкарской и Кузьминова (бывш. Новопрогонная). Стрелец­кая слобода, как и положено, разместилась по соседству, в рай­оне современных улиц Кирова и Кустарной. Обе слободы были образованы монастырем сразу же после снятия осады в 1610 г., так как осада показала необходимость иметь в Троицкой крепо­сти постоянный гарнизон «для оберегания от воинских лю­дей» [7]. Этот гарнизон и набрали в 1610 г. из монастырских кре­стьян и охочих людей, записанных в стрельцы и пушкари и рас­селенных слободами западнее монастыря. В 1642 г. в Стрелец­кой слободе насчитывалось 165, а в Пушкарской — 15 дворов [8]. Стрельцы и пушкари, ежесуточно сменяясь, несли охрану Троице-Сергиева монастыря, поддерживали в боевой готовности «пушечный наряд». За службу они освобождались от налогов и повинностей и получали небольшое денежное и хлебное жало­ванье, недостаток которого восполнялся позволением зани­маться беспошлинно торговлей и промыслами [9]. На протяже­нии XVII столетия троицкие стрельцы и пушкари участвовали во всех войнах с поляками и литовцами. В 1618 г. они отогна­ли от Троице-Сергиева монастыря пана Чаплинского и помогли в уничтожении его отряда; обстреляли из пушек монастырской крепости подошедшее было к Троицкому монастырю войско королевича Владислава и «многих людей побили» в польском войске. В 1637 г. троицкие стрельцы и пушкари в составе рус­ской армии сражались под Смоленском, потеряв 7 человек. В 1656 г. они вновь приняли участие в войне с Польшей (1654— 1667 гг.), которая закончилась освобождением старинного рус­ского города Смоленска, отошедшего к Польше по Деулинскому перемирию.

img027.jpg 
Шитье одежды. Книжная миниатюра. XVII в.

Еще одной нетяглой слободой при Троице-Сергиевом монас­тыре была Служняя слобода. Она стояла особняком, против Свя­тых ворот, на территории между улицами Нижняя и К. Маркса (бывш. Александровская). В составе Троицкого посада XVII в. эта слобода также занимала особое место. Слободу населяли мо­настырские «слуги» — доверенные «чиновные люди» (стряпчие, приказные, дьяки), В мирное время они управляли многочис­ленными монастырскими вотчинами, исполняли канцелярскую работу в монастырских приказах. В военное время слуги, разде­ляясь по своему достатку на конных и пеших, несли воинскую службу. В 1608—1610 гг. они храбро защищали Троицкую оби­тель. Особенно отличился боярский сын монастырский слуга Ананий Селевин. Он захватил 16 «языков нарочитых», ранил стрелой самого пана Лисовского. Анания Селевина знало все вражеское войско, «и никто же от сильных поляков и русских изменников смеюще» сразиться с ним один на один [10].

Слуги у Троице-Сергиева монастыря появились еще в XV в., т.е. тогда, когда монастырь стал владеть вотчинами. Но вплоть до начала XVII в. монастырские слуги не имели права женить­ся, поэтому в XV—XVI вв. при монастыре не было обширной Служней слободы [11]. Ее основателем следует считать архиманд­рита Дионисия, который, «усмотрев, что не хорошо они живут, пребывая около монастыря, по положению прежних властей, бессупружно... приказал тем, которые могут, жить целомудрен­но, а всем прочим позволил жениться, иметь свои дома и жить по закону Божественного Писания» [12]. Свидетельство расшире­ния Служней слободы при архимандрите Дионисии — две дере­вянные церкви: шатровая Рождества Христова и клетская Двунадесяти апостолов. Обе были построены в 1618—1623 гг. на­против Святых ворот Троицкого монастыря (там, где сейчас об­щежитие трикотажной фабрики) [13]. В 1646 г. в Служней слобо­де насчитывалось 160 дворов. Слуги в монастырских приказах получали от монастыря денежное и хлебное жалованье. Слуги, посылавшиеся через год на управление монастырскими вотчи­нами, собирали денежный и хлебный оклад — «кормление» с подчиненных им монастырских крестьян [14]. В Троицком посаде XVII в. монастырские слуги составляли как бы привилегирован­ное сословие, освобожденное от общей подсудности, от всяких налогов и податей. Земледелием они не занимались. Дома их «были самые лучшие». Они содержали прислугу и отличались от простонародья одеждой, приличной их профессии [15].

Помимо перечисленных семи нетяглых слобод, в состав Тро­ицкого посада XVII в. входили два тяглых села: Клементьево и Кокуево. Населявшие их пашенные крестьяне и бобыли плати­ли Троице-Сергиеву монастырю оброк: крестьяне — продукта­ми, бобыли — деньгами; они выполняли также и некоторые ра­боты на монастырь [16].

В селе Кокуеве в 1642 г. было 17 дворов «детенышей» — ра­ботных людей, занятых на черной и подсобной работах на окру­жавших село монастырских хозяйственных дворах. Резко отли­чалось от Кокуева село Клементьево, в котором проживало не менее половины всех жителей Троицкого посада.

В XVII в. село Клементьево — самая оживленная часть Троицкого посада. В Описи Троице-Сергиева монастыря 1642 г. читаем: «Да в селе ж Клементьеве торговые лавки и анбары, и шалаши, и скамьи, и кузницы, и харчевни, и походячей торг, и с бобылей за поденное изделье, и таможенная пошлина, и квас, и сусло, и баня, и пролубное [плата в монастырскую казну за пользование водой из прорубей Клементьевского пруда. — Авт. ], и овсяная продажа, и конская площадка, и поместная проезжая пошлина, и мыльная продажа, и на Великий день яичная краска, и против Святых ворот лавки и шалаши. <...>

В селе ж Клементьеве тюрьма, а ту тюрьму по государеву ука­зу и по наказу с Москвы с Разбойново приказу ведает губной староста Троицково Сергиева монастыря из слуг Иван Коротнев, да с ним два человека целовальников и три человека сто­рожей...» [17]. Приведенный отрывок характеризует село Клемен­тьево как торговый и административный центр Троицкого по­сада XVII в.

Сравнивая описания села 1594 и 1642 гг., видим, что и в тор­говой деятельности, и в административном управлении в XVII в. произошли существенные изменения. Что касается торговли, в XVII в. в селе появились не только шалаши для приезжих тор­говцев, но и постоянные лавки, и амбары для хранения товаров. Следовательно, сравнительно с концом XVI в., в XVII в. торго­вая деятельность в селе значительно расширилась, приняла оп­товый характер, почему и понадобились амбары. В XVII в. Клементьевский торг распространился вплоть до Святых ворот, пе­ред которыми также появились лавки и шалаши, которых не было в конце XVI в. В отличие от расширившейся торговли, си­стема управления в селе сузилась. От непременных для любого крупного населенного пункта России XVII в. тиунского (при­казного), губного (судебного) и земского дворов, бывших в се­ле Клементьеве в конце XVI в., в XVII в. остался лишь «губной двор». Губной двор — это суд, ведавший губным двором губной староста — судья. Обычно губной староста избирался из дворян или детей боярских. [18] В Троицком посаде XVII в. губной старо­ста назначался из слуг монастыря и утверждался в Разбойном приказе в Москве. По всей вероятности, в XVII в. власть в Тро­ицком посаде сосредоточилась в руках губного старосты, кото­рый взял на себя и обязанности тиуна (приказного). Вместе с целовальниками (выборными помощниками губного старосты) под охраной сторожей губной староста творил суд и расправу, ведал тюрьмой, собирал в монастырскую казну пошлины с при­езжих торговцев и оброк с местных крестьян и бобылей (беззе­мельных жителей Клементьева), объявлял указы Собора Тро­ицкого монастыря. В обязанности губного старосты входило и начальствование над выборными представителями слобод и сел Троицкого посада — соцкими и пятидесяцкими. Последние не были объединены избранным всем «миром» земским старостой, как в конце XVI в., и порознь представляли интересы своих сло­бод перед лицом Троицкой власти. Упразднение в XVII в. обще­го мирского схода и земского старосты посада объясняется, ве­роятно, появлением свободных от тягла слобод. В связи с этим село Клементьево стало лишь одним из нескольких, хотя и са­мым большим Троицким поселением, и мирской сход его жите­лей сравнялся по своему значению со сходом жителей любой другой слободы. Не случайно и само село Клементьево, с которо­го начался Троицкий посад, со временем стало часто именовать­ся слободой.

К середине XVII в. в Троицком посаде (в слободах и возрож­денном селе Клементьеве) насчитывалось более 700 дворов кре­стьян, бобылей, мастеровых и работных людей, служилых стрельцов, пушкарей и слуг. Указанное число дворов значитель­но меньше количества семей и вообще взрослых самостоятель­ных жителей, так как многие семьи, не имея собственного хо­зяйства, жили в «захребетниках» по чужим дворам, в монастыр­ских избах при хозяйственных дворах; некоторые, вероятно не­женатые, бобыли, мастеровые, слуги, жили в монастырских кельях. В указанные выше 700 дворов посада не входят также дворы причетников приходских церквей, составлявших в сере­дине XVII в. 4 прихода. По числу дворов, количеству взрослого мужского населения, которое значительно превышало тысячу человек, Троицкий посад к середине XVII в. оставил далеко по­зади такие средней величины посады, как Псков, Ростов, Дмит­ров, Переяславль-Залесский.

Завершая рассказ о восстановлении окрестностей Троице- Сергиева монастыря после польско-литовского разорения, уместно привести слова упоминавшегося уже священника Иоанна Наседки, относящиеся как раз к середине XVII в.: «Господь Бог милостиво наказал нас в осадное время: настолько и не вдвое ли больше потом обогатил нас своею благодатию, как теперь это яс­но для всех. Как украсил теперь и каким богатством возвеличил и распространил Господь селения Святые Славы Своея...» [19].


Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV - начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьёв, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997. 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Арсений, иеромонах. Докла­ды, грамоты и другие акты о служках Троице-Сергиева мо­настыря // ЧОИДР. - М., 1867. Кн. з. С. 7.

[2] Алеппский Павел. Путешест­вие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сы­ном Павлом Алеппским. - М., 1898. Вып. 4. С. 36.

[3] Арсений, иеромонах. Село Клементьево... // ЧОИДР. М., 1887. Кн. 2. С. 19.

[4] Любопытные сведения о неко­торых заложившихся за Трои­це - Сергиевым монастырем лю­дях опубликованы в сборнике документов «История форм труда в Русском государстве первой половины XVII века» (М, 1988. Ч. 1-3).

[5] В списке монастырских ремес­ленников второй половины XVII в., составленном Т.В.Ни­колаевой, насчитывается 25 ре­месленных профессий. См.: Ни­колаева Т. В. Ремесленные слободы Троице-Сергиева монас­тыря в XVII в. С. 20-21. (Рук. - СПМЗ).

[6] Арсений, иеромонах. Село Клементьево... //ЧОВДР М, 1887. Кн. 2. С. 18.

[7] «Так же в больших каменных монастырях для осадного вре­мени пушки и пушечные всяки( запасы, всякое осадное оружие царское... и в иных монастыря: для оберегания городов от во­инских людей устроены стрель­цы и пушкари». Цит. по кн.: Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михай­ловича. - СПб., 1859. С. 106. См. также: Арсений, иеромонах. Казанская и Иль­инская церкви Ильинскаго прихода... // ЧОИДР. М, 1896. Кн. 3. С. 3-4.

[8] Арсений, иеромонах. Казан­ская и Ильинская церкви Иль­инского прихода... С. 4—5.

[9] Там же. С. 6.

[10] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь в Сергиевом посаде Московской гу­бернии // ЧОИДР. - М., 1891. Кн. з. С. 10.

[11] В источниках XVI в. Служняя слобода упоминается. Вероят­но, она располагалась вблизи Введенской церкви (ее приход­ского храма) и в районе улицы Нижней (Митькина).

[12] Житие Преподобнаго отца на­шего Дионисия... С. 19—20.

[13] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь... С. 15-16. Сейчас на месте древнего погоста служних церквей — пали­садник при клубе и общежитии Трикотажной фабрики.

[14] Там же. С. 7-8.

[15] Там же. С. 7.

[16] Арсений, иеромонах. Село Клементьево... С. 11, 59.

[17] Там же. С. 22—23.

[18] Ерошкин Н.П. Очерки исто­рии государственных учрежде­ний дореволюционной России. - М, I960. С. 78-79.

[19] Житие Преподобнаго отца на­шего Дионисия... С. 39.


STSL.Ru


14 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...