Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века

В XVIII в. слободы по-прежнему вошли крупным торгово-ремесленным поселением. К слободам первой половины XVII в. прибавились новые. Южнее монастыря, в районе пересечения современных улиц 1-й Рыбной и Возне­сенской, появилась «слобода, что словет Терентьева роща» [1].  



Судя по названию, слобода возникла на месте Терентьевой ро­щи, откуда в 1608—1609 гг. поляки обстреливали монастырь и с деревьев которой они наблюдали за его защитниками. Од­новременно с этой слободой западнее Плотничной башни по­явилась Бутырская слобода. Новые слободы получали свои на­звания по месту расположения, а не по профессии большинст­ва жителей, в то же время старые слободы переименовывались по названиям своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Служняя слобода названа Рождест­венской, а Пушкарская и Стрелецкая объединены в общей Ильинской слободе [2]. Приведенные при­меры свидетельствуют о том, что и в XVII, и в XVIII вв. слободы представляли собой не что иное, как улицы с выходящими на них дворами. Увеличение числа слобод-улиц усложняло управ­ление ими. Поэтому к 40-м годам XVIII в. все слободы были сведены в 6 приходов, по старинке называвшихся слободами: приход Рождествен­ской слободы, Вознесенской слободы, Введен­ской, Успенской и Воскресенской слобод. Прихо­ды управлялись соцкими и пятидесяцкими, вы­полнявшими требования Собора Троице-Сергиевой Лавры (это почетное наименование было присвоено монастырю в 1744 г.).

img021.jpg 
Ильинская слобода. Вид из-за Келарского пруда. Открытка рубежа XIX—XX вв.
В XVIII в. троицкие слободы в сово­купности по-прежнему представля­ли собой крупное торгово-ремесленное поселение. Умножилось число слобод. Старые слободы ста­ли все чаще называться не по про­фессии большинства своих жите­лей, а по имени своих приходских церквей. Так, уже в Писцовой книге 1684 г. Пушкарская и Стрелецкая слободы обьединены под общим названием Ильинская слобода.

9 мая 1748 г. «словесным приказанием» Собора велено было в каждом приходе соцким и пятидесяцким устроить ночные ка­раулы; караулам ходить с дубинками и трещотками, хватать ша­тающихся и пьяных, смотреть, чтоб не было пожаров [3]. Этот приказ был отдан через два года после страшного пожара, опус­тошившего слободы. Пожар случился в субботу 17 мая 1746 г., накануне Троицы, во дворе слуги Андрея Варламова в Рождест­венском приходе. Нарушив приказ Собора жителям «о нетопле­нии своих хоромов и бань», Варламов затопил баню для больной матери. От загоревшейся бани огонь быстро перекинулся на со­седние дворы и на Лавру. По замечанию историка, паника «от непостижимой пожарной скорости» была так велика, что и мо­щи Преподобного Сергия перенесли за версту от Лавры, где по­зднее возвели Кокуевскую кладбищенскую церковь [4]. В Лавре огонь уничтожил убранство надвратной церкви Иоанна Предте­чи, кровли на остальных церквах, ограде, кельях; сгорели лавр­ский архив, пивной и гостиный дворы, богадельни, деревянная Красногорская часовня. Не меньше разрушений огонь причинил слободам: сгорели 5 деревянных приходских церквей и кровли на трех каменных храмах, торговые лавки клементьевских бо­былей и 502 двора, где погибло 3 человека, среди них и мать ви­новника пожара [5].       

img023.1.jpg 
Казанская церковь. 1747-1752 гг.
Фото рубежа XIX-XX вв.
Построена на месте церкви XVII в., сгоревшей во время опустошитель­ного майского пожара 1746 г.

Как и в начале XVII в., восстановление Лавры и окружаю­щих ее слобод произошло очень быстро. Троице-Сергиева Лавра использовала все свое богатство, и прежде всего 106 000 душ за­висимых крестьян. По приказу Собора о сборе «к разным камен­ным строениям работных людей», объявленном в январе 1747 г., в лаврских вотчинах был проведен самый настоящий рекрут­ский набор. В Лавру вызывалось по одному человеку с 400 душ пашенных и 230 оброчных крестьян. С оставшихся, на наем ка­менщиков и плотников, было собрано по 3 коп. с каждого па­шенного и по 6 коп. с каждого оброчного крестьянина [6]. Полу­ченные денежные средства, многочисленные рабочие руки поз- вол ил и не только восстановить уничтоженное ог­нем, но и продолжить строительство грандиозной колокольни, заложенной еще в 1741 г. В целом восстановительные работы в Троице-Сергиевой Лавре проводились в соответствии с «Архитектур­ным альбомом» («Планной книгой»), подготовлен­ным московскими архитекторами незадолго до по­жара и призванным придать строгому средневеко­вому облику первого русского монастыря пыш­ность и красочность во вкусе нового столетия.


img024...jpg 
Пятницкая церковь. Конец XVII в.
Литография XIX в.


img024.1.jpg 
 Введенская церковь. 1547 г.
Литография XIX в.

В слободах восстановление проводилось силами самих жителей, но также быстро. В 1747 г. В Пуш­карской слободе уже стояла деревянная церковь [7]; в 1748 г. в Служней слободе насчитывалось 110, а в Клементьеве 266 дворов — не меньше, чем до пожа­ра [8].

img025.jpg 
Церковь Рождества Хри­стова. 1736 г.
Фото рубежа XIX-XX вв.
Большинство лаврских приказных традиционно проживало в служних слободах Введенского и Рождест­венского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными. Введенская построена еще в 1547 г. Соседняя Пятницкая церковь выстроена заново в конце XVII в. Каменная церковь Рождества Христова (1736 г.), как самая боль­шая и ближайшая к Лавре, имела статус главной (соборной) для всех остальных приходских церквей троицких слобод.

В 1748 г., как бы свидетельствуя об окончании послепожарного восстановления Троице-Сергиевой Лавры и ее сло­бод, была завершена отливка «Царь-колокола» весом 6,5 тонн для лаврской колокольни. Три тысячи человек под управлени­ем десяти конных распорядителей три дня тянули колокол в Лавру от места отливки, которое находилось от нее всего в не­скольких сотнях метров [9]. Гигантский колокол был подвешен на мощных дубовых столбах перед еще не достроенной коло­кольней.

Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV - начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьев, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Арсений, иеромонах. Село Клементьево... С. 43.
[2] Там же.
[3] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Ед. хр. 23915 . (1748) Л. 1-1 об.
[4] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь... С. 37-38.
[5] РГИА. СПб. Ф. 796. Оп. 27. Ед. хр. 171 (1746). Л. 1-1 об.
[6] РГБ. Ф. 303. №705. Окладная книга (1746). Л. 1.
[7] Арсений, иеромонах. Казан­ская и Ильинская церкви... С. 17.
[8] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь... С. 61; Он же. Село Клементьево... С. 28.
[9] Балдин В.И. Загорск. Архитектурно-художественные па­мятники. - М., 1984. С. 181.



26 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.