Сердце Духовной школы. Покровский храм Московской духовной академии

Иеродиакон Ефрем (Просянок)

В жизни Духовных школ храму и богослужению отводится первое место. Если на лекциях студенты получают теоретические знания, то в храме они практически познают како подобает в дому Божии жити (1 Тим. 3, 15). В храме студенты подвергают испытанию свою совесть на предмет соответствия внутреннего духовного устроения поставленным жизненным целям и задачам. Преподаватели и учащиеся получают в храме духовное утешение, духовную помощь и благодатное освящение. Здесь совершается рукоположение в священный сан служителей Церкви, проходит их богослужебная практика. По словам Святейшего Патриарха Алексия I, трудами которого в Покровском храме возобновились богослужения, Академический храм – «сердце Духовной школы, ее святилище, лестница, досягающая до небес для возношения молитв веры к Престолу Божию».

2_resize.jpg

Академический храм Покрова Пресвятой Богородицы, интерьер

Под сенью преподобного Сергия…

Открытие Московской духовной академии в стенах Сергиевой обители состоялось на Покров 1/14 октября 1814 года. С тех пор этот день всегда отличался особой торжественностью. После Литургии, совершенной в одном из лаврских храмов, в академической зале для публичных испытаний проходил акт, на котором ректор Академии произносил речь, зачитывались списки студентов, лучших награждали.

В первые полвека своего пребывания в Лавре у Академии не было собственного храма. Молебны, всенощные бдения и другие последования, которые можно совершать вне освященного храма, обычно проходили в академической зале. Божественную литургию в воскресные и праздничные дни академическое братство, в котором всегда было немало монашествующего и белого духовенства, совершало в лаврских храмах: в осеннее и зимнее время – в теплой Трапезной церкви в честь Преподобного Сергия, со Светлой седмицы до осени – в Успенском соборе. В весеннее время в соборе было весьма холодно, так что приходилось довольствоваться ранними литургиями в небольших церквях Лавры. Академическое священноначалие, по согласованию с лаврским, определяло, в какой из церквей будет совершаться богослужение, кому в нем участвовать, и тому подобное. В любую погоду к началу богослужения студенты шли попарно под предводительством инспекции (с середины XIX века парное шествие уже не практиковалось). Иногда вся академическая семья собиралась в небольшой Смоленской церкви.

Ввиду многих неудобств, связанных с таким порядком, в Академии назрело желание иметь домовую церковь. Первым высказал такое предложение ректор архимандрит Евсевий (Орлинский), начальствовавший в Академии с 1841 по 1847 год. Но митрополит Филарет (Дроздов) не видел необходимости в устроении отдельной академической церкви. При этом он обыкновенно говорил, что в Лавре и без того достаточно храмов, где можно молиться.

…и Покровом Царицы Небесной

Свой храм Академия получила лишь при митрополите Иннокентии (Вениаминове). Вопрос о домовой церкви поднял товарищ упомянутого архимандрита Евсевия по академическому курсу ректор протоиерей Александр Васильевич Горский, возглавлявший Московскую духовную академию с 23 октября 1862 года и до своей кончины 11 октября 1875 года. Отец Александр заручился согласием, с одной стороны, митрополита Иннокентия на рассмотрение вопроса об Академической церкви, а с другой, почетного блюстителя Академии Алексея Васильевича Толоконникова на устроение церкви его иждивением. Теперь нужно было позаботиться об избрании места. Самой удобной для этого оказалась зала публичных испытаний, но ее расположение позволяло устроить алтарь только на юг. Во избежание этого неудобства предполагалось употребить под церковь часть профессорского корпуса, в котором алтарь можно было бы устроить прямо на восток, по направлению к нынешнему библиотечному корпусу. Но приспособление профессорского корпуса для церкви требовало больших затрат, на которые не мог согласиться почетный блюститель. Пришлось вернуться к прежней мысли о приспособлении упомянутой залы для церкви, причем оставался неразрешенным лишь один вопрос – о возможности обращения алтаря на юг, а не на восток. Протоиерей Александр Горский беседовал об этом с митрополитом Иннокентием и получил от него благословение устроить храм алтарем на юг. Митрополит считал, что «в готовых зданиях нужно приноравливаться к удобству их».

Дело об устройстве церкви было следующим. К 1 апреля 1869 года в правление Академии была подана записка потомственного почетного гражданина Алексея Толоконникова, в которой он выразил желание на свои средства, с благословения московского архипастыря, устроить Академический храм. К записке А. В. Толоконников приложил рисунок алтаря будущего храма, составленный архитектором Академии Гущиным. Правление Академии, со своей стороны, сделало от 2 апреля того же года представление митрополиту Иннокентию, где перечислялись неудобства, связанные с отсутствием у Академии собственной церкви. В частности, указывалось, что студенты стоят среди народа и при большом стечении богомольцев терпят тесноту, надзор за ними для академического начальства весьма затруднителен и время богослужения, назначаемое монастырским начальством, не всегда удобосовместимо с учебными требованиями Академии. В представлении митрополиту предлагалось также:

  • освятить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память об открытии Академии после переезда в Лавру 1 октября 1814 года;
  • при церкви, кроме настоятеля, которым может быть ректор Академии, иметь от двух до четырех священников из наставников Академии;
  • иметь при церкви одного или двух диаконов из воспитанников; в случае же недостатка диаконов, приглашать таковых для совершения богослужения из Лавры или из приходских церквей Сергиева Посада;
  • причетнические обязанности возложить на студентов.

Под этим документом подписались ректор Академии протоиерей Александр Горский, инспектор архимандрит Михаил (Лузин) и профессор протоиерей Филарет Сергиевский. Представление скрепил подписью секретарь Е.В. Амфитеатров.

14 апреля 1869 года последовало определение Святейшего Синода об устройстве домовой церкви в Московской духовной академии. Времени на устройство храма потребовалось немного, так как нужно было только приспособить залу для церкви и соорудить алтарь. К началу 1870 года работа завершилась.

Исполнение надежд

Освящение храма митрополит Иннокентий поручил совершить Преосвященному Игнатию (Рождественскому), епископу Можайскому. Академическое правление благопочтительнейше просило освятить храм 12 февраля, в праздник святителя Алексия Московского, согласно с желанием храмоздателя Алексия Толоконникова. Всенощное бдение накануне освящения и первую литургию в новой церкви епископ Игнатий совершил в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), собора старшего духовенства Лавры и Академии. Из московского духовенства участие в Богослужении принял кафедральный протоиерей Петр Покровский.

В конце литургии ректор Академии протоиерей Александр Горский произнес проповедь на слова 92-го псалма: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Он обратил внимание на ту залу, в которой была устроена и освящена домовая церковь Академии. «Сия храмина, – говорил ректор, – самым Промыслом Божиим предуготовлялась к нынешнему своему назначению. Прежде в ней читалось и изъяснялось Слово Божие, преподавались догматы православной веры и правила христианской нравственности, излагались судьбы Церкви Христовой. Потом она употребляема была преимущественно для общей домашней молитвы… Наконец, наступило давно желанное время: храмина учения и молитвы обратилась в храм Божий. Теперь здесь водворился Сам Господь Своею благодатною силою; здесь Он невидимо присутствует между нами».

mda_church1.jpg

Внутренний вид Покровского академического храма в 1892-1913 годах

Устроенный при профессоре протоиерее Александре Горском академический храм в первоначальном виде просуществовал 22 года. Митрополит Леонтий (Лебединский) при первом посещении Академии в январе 1892 года обратил внимание на тесноту храма. В том же году по совету митрополита, при ректоре архимандрите Антонии (Храповицком), было предпринято полное переустройство академической церкви, с обращением алтаря на восток.

Работы начались 4 июня 1892 года. К осени над густыми деревьями академического сада возвышалась новая позолоченная глава, увенчанная крестом. Изящные, украшенные красивой резьбой ворота указывали богомольцам путь к Академическому храму. Широкая аллея вела к расписному каменному крыльцу старинных Царских чертогов. Вновь устроены были обширные сени и чугунная лестница, ведущая к церковным дверям. Алтарь перенесли в пристройку у восточной стороны, и пространство храма увеличилось почти вдвое.

Реконструированный храм был освящен самим митрополитом Леонтием 20 сентября 1892 года. В конце литургии митрополит произнес слово и пожелал, чтобы торжество освящения храма послужило студентам побуждением к обновлению и освящению духа.

Обновление почитающе…

Перестроенный при митрополите Леонтии и ректоре архимандрите Антонии храм просуществовал 21 год. В этот период Академию все чаще стали возглавлять ректоры в епископском сане (с титулом Волоколамский). Академическое богослужение стало торжественнее, возрастало и количество богомольцев. В начале ХХ века опять стали раздаваться голоса, призывавшие к увеличению Академического храма. К столетию существования Академии в Лавре было решено перестроить его в третий раз.

Летом 1913 года по благословению митрополита Макария (Невского) и при его щедрой материальной поддержке Академия смогла приступить к преобразованию храма. Прежде всего были разобраны потолок и крыша и возведен полукруглый свод. Был сделан новый купол – над центром храма, и большое окно в восточной стене, отчего стало гораздо светлее. Работы закончились в начале ноября 1913 года. Обновление храма совершил 16 ноября ректор Академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) в сослужении академического духовенства. На торжество пригласили протодиакона Успенского собора Кремля Константина Розова.

mda_church2.jpg

Внутренний вид академического храма после преобразования в 1913 году

На следующий день епископ Феодор совершил в обновленном храме Божественную литургию и благодарственный молебен, перед началом которого инспектор Академии архимандрит Иларион (Троицкий) произнес прочувствованное слово. Он говорил: «Всякое учреждение славно постольку, поскольку оправдывает оно ту цель, ради которой и существует. Цель Академии ясна и определенна: давать просвещенных служителей Церкви… Особая слава Академического храма в том и состоит, чтобы он самой Академии помогал оправдать ее назначение».

Перестройка 1913 года придала Академическому храму несравненно более величественный вид. В 1914 году он был расписан художниками С.С. Макаровым и Н.А. Протопоповым по образцу фресок В.М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Одновременно был сделан роскошный трехъярусный иконостас. Над Царскими вратами в третьем ярусе помещалась икона Покрова Пресвятой Богородицы в вызолоченной ризе, окруженная металлическими лучами. Над иконой возвышался небольшой золотой крест, перед ней горела неугасимая лампада. Эту икону, по афонскому обычаю, опускали во время акафиста. Храм был украшен четырьмя паникадилами. Центральное – в виде огромного широкого кольца – было увенчано стилизованной короной.

Возрождение святыни

В 1919 году, после закрытия Троице-Сергиевой Лавры и Академии, при Академическом храме был образован приход, который вскоре перевели в церковь Иоанна Крестителя над Святыми вратами, а затем в Пятницкую и Введенскую церкви около Лавры. В помещении разоренного храма разместился городской клуб.

В 1948 году возрожденная Академия из Москвы переехала в Лавру, а в 1954 году Академии было возвращено и помещение Покровского храма, которое требовало капитального ремонта. Восстановительные работы начались 30 декабря 1954 года. Святейший Патриарх Алексий I интересовался буквально всем, что касалось возрождения святыни. Его заботами помещение храма преображалось с редкой быстротой – строительные работы были закончены в мае 1955 года. Освящение состоялось 21 мая. Накануне ректор протоиерей Константин Ружицкий с академическим духовенством совершил Всенощное бдение и водосвятный молебен. На следующий день в Академию прибыл Святейший Патриарх Алексий I. Сразу же после чина освящения началась первая Божественная литургия.

mda_church3.jpg

Алтарь академического храма во время проведения восстановительных работ в 1955 году

По окончании литургии Патриарх произнес речь, в которой отметил:

«Я думаю, что не погрешу, если скажу с убеждением, что есть немалая доля и ваших заслуг перед Богом, за которые послан нам этот дар – восстановление сего дома Божия. Вы пришли сюда, в этот храм духовной науки, по усердию к делу Божию: одни – чтобы преподать, другие – чтобы изучить Слово Божие и истины нашей веры, вы отдались этому делу со всей ревностью, и время показало, что Господь благословляет ваши труды, ибо жизнь нашей духовной школы течет успешно…»

После восстановления храм был расписан в период с 1955 по 1965 годы. В ночь с 27 на 28 сентября 1986 года Академию постигло страшное бедствие – пожар. От огня пострадал и храм. Впоследствии был заменен купол, пострадавшие росписи удалены, и храм расписан заново учениками монахини Иулиании (Соколовой; † 1981) в период с 1987 по 1990 годы.

Благолепие дома Господня

Каждый, кто вступает ныне в Академический храм, проникается его благолепием. В дивную гармонию слились здесь древние иконы, иконы современного письма и настенная роспись. Иконостас, несколько необычный, торжественный и стройный, всякий раз невольно привлекает внимание приходящих в храм на молитву. Непосвященному довольно трудно распознать, что здесь создано в наше время, а что написано иконописцами далекого прошлого.

Происходящий из разрушенной в 1935 году московской церкви преподобного Харитона Исповедника и воссозданный в Лавре иконостас Покровского храма хранит ряд древних икон, достойных самого пристального внимания и изучения. Несколько икон праздничного чина написаны монахиней Иулианией. Ею написаны и ростовые иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, что на диаконских вратах, икона благоразумного разбойника и иконы для Царских врат.

Огромный свод Академического храма украшен изображениями событий, связанных с земной жизнью Богоматери. Здесь же изображены четыре евангелиста. У основания храмового свода написан текст хвалебного гимна «Достойно есть». В верхней части восточной стены храма изображена Пресвятая Дева с распростертым Покровом, на южной и северной стенах – пророки со свитками и прообразами Богоматери. Западную стену украшают образы русских святых, а в верхней части находится явление преподобному Сергию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (Пс. 92, 6), – говорил псаломски при освящении Академической церкви в 1870 году ректор протоиерей Александр Горский. Уже 135 лет святыня алтаря Господня осеняет дом высшего богословского учения. Имена в Бозе почивших храмоздателей во всю долготу дний существования Академического храма будут возноситься в молитвах пред Престолом Божиим, и святыня сего дома Господня всегда будет освящать наши души и укреплять нас в подготовке к служению Святой Христовой Церкви.


Иеродиакон Ефрем (Просянок)



Смотрите также:

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в домовом храме Московских духовных школ (2014 год)


14 Октября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...