Седмица шестая Великого поста. Беседа № 9. О воскрешении Лазаря

Священник Григорий Дьяченко

Уроки из евангельского чтения: а) Иисус Христос всех воззовет к жизни, как Он воззвал из мертвых Лазаря; б) Господь силен воскресить от смерти греховной к жизни;  в) Иисус Христос есть наше воскресение и наша истинная жизнь).


В субботу 6-й недели Великого поста воспоминается величайшее чудо Господа — воскрешение четырехдневного Лазаря из мертвых. Великое и преславное чудо совершил Иисус Христос, воскресив Лазаря из мертвых. Когда Лазарь заболел, как слышали мы в Евангелии, сестры Лазаря послали к Иисусу — уведомить Его о том, что Лазарь, которого любит Он, болен. Но Иисус медлил прийти к больному. Лазарь умер, а Иисус был еще далеко от Вифании, где жил Лазарь с своими сестрами, Марфою и Мариею, и когда Иисус пришел в Вифанию, нашел, что Лазарь уже четыре дня лежит во гробе. Встреченный сестрами Лазаря, Иисус как человек скорбит вместе с ними, и спрашивает: «Где вы положили его?» Иисус опять скорбит, приходя ко гробу, и говорит: «Возьмите камень». Сестра умершего говорит Ему: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Это свидетельство о том, что тело Лазаря уже предалось тлению, по закону человеческой, смертной природы. Иисус говорит: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Так Он приготовляет к видению великого чуда. Итак, отняли камень от пещеры, где положен был умерший. Иисус в слух народа прославляет Отца, и затем, как Сын Божий, громким голосом воззвал: «Лазарь! иди вон».


Воскрешение Лазаря

«И вышел умерший». Иисус говорит тому Лазарю, которого душа уже четыре дня находилась в другом мире, тому Лазарю, которого тело уже разрушалось и предавалось тлению. Иисус говорит не как бы имеющий нужду в помощи свыше для совершения чуда, но как Всесильный. Он громким голосом повелевает: «Лазарь! иди вон». И душа Лазаря, услышав повелительное слово Иисуса, Владыки живых и мертвых, возвратилась в свое тело, и истлевавшее тело Лазаря, вняв гласу Господа, сбросило узы тления, и, как от сна, воспрянуло к жизни. «Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Лазарь, по слову Господа, воскрес, и вышел из пещеры, в которой был похоронен.

Так Иисус Христос этим чудом ясно показал, что Он не простой человек: ибо кто может сотворить такое чудо своими силами? Показал, что Он не такой пророк, какие были прежде Его, например: Моисей, Илия, Исаия, Даниил. Те пророки совершали чудеса не своею силою, но силою Божиею; потому, прежде совершения чуда, обыкновенно обращались с молитвою к Богу, и именем Божиим творили чудеса; а Иисус Христос, как всесильный Бог, Сам, Своею силою, творит чудеса, Сам повелевает: «Лазарь! иди вон» и тем показывает, что Он есть всемогущий Бог. Он говорит, и голос Его призывает душу из другого мира, и тело умершее, предавшееся тлению, ожило, сделалось здоровым, и четверодневный мертвец воскрес.

В то время как Иисус Христос совершил чудо, многие видевшие чудо, уверовали в Него, как сказано у евангелиста: «Многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11:45). Так и всегда, читая и слушая повествование о воскресении Лазаря, должны мы оживлять свою веру в Господа Иисуса, помышлять о Его божественном величии и всемогуществе, о Его беспредельном владычестве над живыми и мертвыми, над миром видимым и невидимым.


II

а) Помыслим, братия, как Иисус Христос божественным словом Своим воззвал Лазаря от смерти к жизни, так Он в последний день и всех умерших воззовет к жизни, чтобы сотворить суд над живыми и умершими. Сам Господь учит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29).

б) Помыслим, братия, и о том, что так и во всякое время силен Господь воскрешать от смерти греховной к жизни благодатной. Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Кто слушает слово Господа Иисуса и верует в Него и в Отца Его, тот имеет жизнь вечную, т. е. кто с верою слушает учение Иисуса Христа, и последует ему, как истинный ученик Христов, тот получает благодать Святого Духа, которая, если он пребудет верен Христу до конца жизни, будет в нем источником духовного мира и утешения, залогом и предначатием вечного блаженства, — будет приготовлять его к участи в вечной славе Господа Спасителя, Царя неба и земли. Имеющий в своей душе эту благодатную жизнь в последний день не подвергнется осуждению вместе с грешниками или не веровавшими в Иисуса Христа, или не исполнявшими Его заповедей; но по гласу Господа, восприняв прославленное тело, он станет одесную Господа и услышит вожделенный глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

в) Иисус Христос говорил сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь… Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25–26). Так Господь Иисус есть и наше воскресение, и наша истинная жизнь. Будем всегда любить Его всем сердцем и всею душою, как Бога и Спасителя нашего; будем более всего заботиться о том, чтобы верно исполнять Его заповеди, кто бы в каком звании и состоянии ни был, — и мы вечно будем жить благодатию Господа Спасителя, и смерть телесная не будем страшна для нас: ибо сим путем мы только перейдем от этой суетной и скорбной жизни к жизни нескончаемой и блаженной.


III

Христе Спасителю и Боже наш! Как Ты всесильным словом Твоим воскресил от смерти к жизни четверодневного Лазаря, так, силою Духа Твоего, воскреси и всех нас от смерти греховной к жизни благодатной и даруй нам всегда жить верою в Тебя, всегда исполнять заповеди Твои и пребыть верными Тебе до конца жизни, чтобы с надеждою перейти в жизнь вечную. 
(Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского)


Источник: Дьяченко Григорий. Великий пост, - М.: Издательство "Прологъ", 2006.


20 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...