Счастье (перед Рождеством Христовым)

Счастье (перед Рождеством Христовым)

Слово, сказанное в Воскресенской церкви, что на Арбате г. Москвы

За несколько недель до дня Рождества Христова наша Святая Церковь напоминает нам о приближающемся празднике словами своего песнопения: «Христос рождается, — славите». Эти слова наполняют наши верующие души восторгом. И это понятно: нет и не может быть никого выше, дороже, роднее для верующего сердца, чем Тот, рождение Которого мы готовимся праздновать. К Нему направляются все лучшие надежды, порывы, устремления нашего верующего духа, в Нем сосредоточиваются все наши самые затаенные желания.

Чего хочет живое человеческое сердце? Многого оно хочет. Прежде всего того, чтобы человек никогда не умирал, чтобы никогда не прекращалась та жизнь, какою живут его мысль, его воля, его чувства. Больше того, сердце хочет, чтобы за порогом земной жизни, почти всегда облитой слезами, повитой скорбями, наш бессмертный дух наслаждался вечным счастьем и ничем не нарушаемым покоем. Сердце наше стремится к избавлению от тех страданий, какими неизбежно сопровождается земной путь каждого человека, и, если нельзя от страданий найти избавления, просит их смягчения, ищет в себе такую силу, которая могла бы служить опорой в перенесении страданий, которая помогла бы их преодолеть. Когда совесть обличает человека в содеянных им грехах и преступлениях и когда сердце плачет слезами раскаяния, человек жаждет для себя прощения и утешения.

И вот всё, чего хочет, чего требует, чего ищет сердце человека, оно в полной и совершенной мере получает от Того, чье Рождество Церковь зовет нас прославить. Оно стремится к счастью и его находит в Господе Иисусе Христе.

Родившийся на земле Христос напомнил людям о том, что смерти для человеческого духа нет и не будет, проповедывал о том, что в жизни будущего века вечное счастье и вечный покой ждет тех, кто будет этого достоин. Он приходил для того, чтобы вдохнуть в человека силы жить и противостоять всем земным испытаниям, болезням и страданиям. Кто верует в Него, тот, по словам св. Иоанна Златоуста, «стоит на каменной скале,и никакие бури и волны не смоют его с этой скалы». Он явился на земле для того, чтобы во имя Своей Голгофской жертвы дать кающемуся грешному сердцу прощение, чтобы Свою ласковую отеческую руку положить на плачущее о грехах сердце и сказать человеку» Свое божественное слово: «прощаются тебе твои грехи». И только Он один Господь Всемогущий и Всемилостивый — может дать это прощение грешнику.

Вот почему у ног Его мы и слагаем все наши желания и упования.

Человек может ко всему привыкнуть; он может привыкнуть жить в любом климате — самом холодном иди самом жарком; он может приучить себя, если будет к тому вынужден, жить впроголодь месяцами, а, может быть, и годами; он может сделать его безвредным для себя — не укрывать себя в самую жестокую стужу тёплой одеждой; человек привыкает к любому труду, какой на первый взгляд кажется ему непосильным.

Но к одному человек привыкнуть никогда не может, это — жить без любви, без той любви, при которой он никогда не чувствует себя одиноким в этом мире, затерянным в массе людей, или отверженным людьми, или не понятым ими, когда человеку и горе свое разделить не с кем, и некому раскрыть свою наболевшую душу, с ее думами, мечтами, заботами. Сердце человека ищет и жаждет ласки и любви, человек хочет согреть свое сердце теплом этой любви. Разве всегда такая любовь сопровождает земной путь человека? И разве наша обычная человеческая любовь может быть совершенной? И вот, имеет человек в лице своего Бога и Небесного Отца, в Которого он верует, такой неисчерпаемый и неиссякаемый источник любви.

Слово Божие говорит нам: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Об этом верующее сердце знает не только потому, что так учит наша вера, учит Священное Писание. Мы знаем об этом потому, что Источник этой любви сходил с неба на грешную землю, жил среди людей и лаской своего божественного отеческого сердца непосредственно согревал тысячи человеческих душ. Оп прощал грешниц, плакавших у Его ног, Он ласкал детей, Он с любовью склонялся к тяжело больным, какие встречались на Его пути, Он плакал над гробом умерших. Высоту Своей любви к людям, ту высоту, при созерцании которой замирает человеческий дух, Он показал на кресте, когда дал Себя распять во имя любви к людям и их вечного счастья.

Он — источник любви; Он — наша лучшая священная надежда; Он — источник нашей жизни; в Нем — жизнь и смерть наши; в Нем — наше сегодня и наше завтра; в Нем — наша бесконечная будущая жизнь.

Как же нам Его не славить, как же нам не праздновать день его Рождения на земле с чувством духовного восторга и благоговения! Церковь и зовет нас: «Славите!»

Пройдет немного дней и наши храмы в чудные Рождественские дни не смогут вместить в себя всех желающих прославить Рождество Христово. Храмы загорятся многочисленными огнями, мы возложим на себя праздничные богослужебные одежды, и все вместе одной душой будем петь Рождественские гимны — хвалу Тому, Кто в этот день лежал в яслях в Вифлееме Иудейском.

Когда Церковь зовет нас славить Рождающегося Господа, она этим призывом говорит нам не только о том Его прославлении, участниками которого мы будем в наших церквах. Она напоминает нам и о том, что славить своего Небесного Отца мы должны не только в храмах, не только в Рождественские дни, но и в каждый день своего земного бытия — своей христианской жизнью. Она вызывает в памяти нашего сердца те слова молитвы, которой мы научены Самим Господом: «Да святится имя Твое». Мы должны святить, прославлять имя своего Господа своими христианскими делами, подвигами своей христианской жизни. Всем нам сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.8:16).

Чем больше среди нас и в каждом из нас будет благожелательности друг ко другу, взаимного неосуждения, безгневия, сострадания к горю, чем смиреннее будет наш дух, чем чище будут наши душа и тело, тем большими будут те хвала и слава Богу, воздавать которые мы призываемся Святою Церковью. Так будем же истинными детьми Божиими, верными Его учениками, исполнителями Его святых заветов, будем славить Его Святое Имя своею жизнью на земле, чтобы быть достойными разделить вечную славу с Ним в будущей жизни, чтобы счастье наше было вечным!

О чем еще говорит нам Церковь в первых словах своего Рождественского гимна? «Христос с небес, — срящите!» Христос сходит с небес, встречайте.

В этот день некогда совершалась великая тайна: Бог явился во плоти на земле. Самоуничижение Божие в этом явлении Его на земле превосходит границы нашего разумения.

Когда мы узнаём из жития блаженной Ксении, что она, будучи человеком не простого происхождения и проводя безбедную молодость, оставила свой дом и, во имя священных идеалов служения Богу и людям, одела на себя рубище и добровольно скиталась как нищая до конца своих дней всеми гонимая, — нас умиляет такой подвиг. Волнуют нашу душу повествования о том, как преподобная Ксения, святой Алексий Человек Божий и другие святые добровольно принимали на себя нищету, отказываясь от всех удобств жизни. Но ведь это были люди. Какие же чувства благоговения, изумления и душевного трепета должно вызывать в нас то уничижение, которому подверг Себя Сын Божий во имя любви к людям!

Окруженный небесными ангельскими воинствами, принимающий поклонение от шестикрыльных серафимов в многоочитых херувимов, Он добровольно оставляет Свою божественную славу, рождается беспомощным младенцем, живет безвестным отроком и юношей, а затем в течение трех с половиной лет Своего земного подвига подвергается клевете, насмешкам и, наконец, окровавленный и истерзанный распинается на кресте.

Во имя чего, для чего? Вера наша отвечает на этот вопрос: «Нас ради человек и нашего ради спасения» — во имя нашего вечного счастья. В этом явлении Бога во плотр на земле в Рождественскую Ночь мы видим бездну Его Любви и Его смирения. Перед лицом такого смирения какими ничтожными и недостойными, человека кажутся наши взаимные ссоры, взаимные уколы и вражда!

Любвеобильного и смиренного Спасителя, родившегося на земле, Церковь зовет нас «встречать». Как? Встречать Его мы должны с душой, горящей огнем веры, огнем любви, очищенной покаянием от застарелых грехов; встречать Его с теми дарами, каких он ждет от каждого из нас: делами нашей любви. Пусть каждый из нас во имя Рождающегося Господа, накануне нашего великого праздника, сделает хоть одно доброе дело: или то, которое он откладывал из года в год, или то, какое ему подскажет сегодня или завтра наша жизнь.

«Христос на земли, — возноситеся!» — продолжает петь наша Церковь. И этими словами она хочет нам напомнить о счастье веровать в Того, Кто, родившись на земле и вознесшись на небо, не покинул и никогда не покинет этой земли.

«Христос на земли». Он обещал быть с нами «во все дни до скончания века». Окончив Свой земной подвиг, Он только видимо ушел от нас. Верующее сердце хорошо знает о том, что он всегда с нами. Его близость к нам, Его всегда направленный в глубину нашего духа отеческий взор, Его ласкающую отеческую руку всегда чувствует верующее сердце. И в этой близости Божией к нам, в этой постоянной заботе Отца о своих детях — источник глубокой благоговейной радости верующего сердца.

Накануне праздника Рождества Христова Церковь зовет нас эту радость обновить в себе; и, охваченные ее пламенем, мы готовимся с благоговением и торжеством прославить этот великий день.

Церковь зовет нас: «возноситеся!». Все движения нашего духа, нашей мысли, нашего сердца неизменно должны быть направлены туда, откуда сходит на землю Сын Божий. Там наше Небесное отечество, туда мы идем и в земной своей жизни готовимся быть достойными участниками его вечных радостей.

Все эти рождественские призывы Церкви: «славите», «срящите», «возноситеся» — говорят нам об одном: зовут нас к ногам Божиим, напоминают о том, что нет большего счастья на земле, как веровать в Бога, к Нему стремиться. Его найти в своем сердце, с Ним жить и с Ним умирать.

Ко дню праздника Рождества Христова хочется пожелать всем вам: приобрести и хранить в своем сердце всю полноту того счастья, какое дает нам наш Господь и наша вера в Него.


Источник: Николай (Ярушевич), митрополит. Проповеди на двунадесятые праздники



27 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...