Резные изделия из дерева в культуре Троице-Сергиевой Лавры нового времени

Художественные изделия из дерева находили разнообразное применение в богослужебной и бытовой практике Троице-Сергиевого монастыря как в эпоху средневековья, так и в Новое время.

Опись имущества Троице-Сергиевой Лавры 1908 г. (последняя по времени создания) зафиксировала и элементы храмового убранства, и предметы личного благочестия, и изделия богослужебного назначения.

HZ1A05501.jpg
Резные двери в Серапионову палату Троицке-Сергиевой Лавры
работы троицких мастеров

На самом деле, можно говорить лишь об упоминании предметов из дерева в монастырских документах, так как их общее количество и соотношение с предме­тами, изготовленными из других материалов, является крайне незначительным. Сложившаяся ситуация объясняется разными факторами, в том числе и специфи­кой учета монастырского имущества. Строго отслеживались только драгоценные по материалу или исторической значимости вещи. Поэтому в Описи вносились, как правило, лишь деревянные изделия, имеющие какие-либо дополнения из серебра. Большинство этих предметов в Описях не имеют ни датировки, ни места проис­хождения, ни имени вкладчика и, за редким исключением, являются выморочным имуществом.

Однако, как показывает практика, предметы из дерева имели более широкое распространение в монастырском обиходе по сравнению с картиной, реконструи­руемой по документам. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится не­большая коллекция резных деревянных иконок, крестов, других предметов церков­ного характера XVIII — начала XX в., происходящих из Троице-Сергиевой лавры и не нашедших отражения в документах учета обители.

Предметов богослужебного назначения из дерева в коллекции всего несколь­ко единиц. И, вероятно, их следует рассматривать как довольно случайные явле­ния в обиходе Троицкого монастыря.

Наибольший интерес для исследования представляют евлогии. Памятные ре­ликвии, полученные непосредственно в местах поклонения христианским святыням, являлись личным имуществом монахов, хранились в кельях, а после смерти вла­дельца передавались другому иноку. Набор этих памятных раритетов (в основном резных иконок небольшого размера) отражает наиболее чтимые русским монаше­ством места и саму возможность их посещения. Самая многочисленная группа яв­ляется благословением Киево-Печерской лавры. В состав коллекции входят также изделия афонских и палестинских мастеров.

Издревле и в самом Троице-Сергиевом монастыре продавали и раздавали в благословение верующим памятные изделия местного производства. Но в XVIII в. резных изделий из дерева в ассортименте троицких евлогий не было. Первое упом­инание в архивных документах о продаже мелких образов и крестов кипарисных относится к 1815 г.

По назначению резные изделия из дерева, заготовляемые Лаврой в XIX в. для благословения многочисленных паломников, можно разделить на две группы. Это маленькие нательные кресты и более крупные по размеру иконки, кресты и складни. Первые появились как раз в начале XIX в. и изготовлялись иноками и служителями монастыря. Позже их в огромном количестве поставляли самые раз­ные по своему социальному статусу и месту проживания ремесленники. В 60-е го­ды XIX в. в столярной мастерской Лавры также делали женские и мужские де­ревянные крестики в оловянной и серебряной оправе. Поскольку в собрании му­зея нет ни одного такого крестика, а документальные сведения крайне скудны, нет основания ставить проблему о сюжетной, технологической или стилистической спе­цифике данных произведений.

С конца 1820-х годов в большом количестве закупаются резные на кипарисе образки, кресты, складни «станкового типа». Поставщиками этой продукции бы­ли жители окрестных селений. Наиболее известными среди них являются предста­вители династий резчиков Хрустачевых и Цырульниковых.

В 50—60-е годы XIX в. резные образа на кипарисе «четырех сортов» дела­ли и в Лавре. Небольшая группа резчиков состояла из послушников, штатных слу­жителей и мальчиков, обучавшихся ремеслу. В общем объеме аналогичных изде­лий продукция лаврских мастеров занимала незначительное место.

Имеющиеся в коллекции резные на кипарисе иконки местного производства дают представление о сюжетном ассортименте, характерных приемах резьбы и в тоже время демонстрируют разный уровень исполнительского мастерства.

Появление деревянных резных крестов и иконок в обители преподобного Сер­гия в начале XIX в. можно объяснить формировавшимися в то время в обществе идеями обращения к прошлому как истине, как образцу для подражания. Дерево - самый древний и самый распространенный материал Руси, в его простоте из­начально заложена идея нестяжательства, дерево — материал ремесла Афона и Киево-Печерской лавры.

Таким образом, в эпоху Нового времени деревянные изделия занимают в культуре Троице-Сергиевой лавры свою определенную нишу — памятную. Это евлогии, принесенные сюда иноками из паломнических странствий, и благословения самого монастыря. Но можно попытаться рассмотреть и оценить эти небольшие образки и крестики с точки зрения символического содержания как материаль­ного воплощения традиций аскетической монашеской культуры.


Источник: Материалы III международной конференции "Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России." Тезисы докладов. 25-27 сентября 2002 г. - Сергиев Посад, 2002.



13 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.

Дар преподобного
Дар преподобного

4 апреля 1479 года в Троицкой обители был крещен сын Иоанна III и Софьи Палеолог – княжич Василий Иоаннович, «чудесно дарованный родителям преподобным Сергием».

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?

Во-первых, из-за того, что его население должны были составлять только купцы и ремесленники, и, во-вторых, потому что он не получил подчинённой ему в административном отношении сельской территории.