Решение недоумений по поводу наследственности греха прародительского

Протоиерей Григорий Дьяченко

1. Наследственная греховность невольно возбуждает некоторые, волнующие ум, недоразумения.

20141223_501.jpg

Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

2. Следуя руководству св. отцев и учителей Церкви, мы предложим эти недоумения и дадим на них ответы.

а) Плоть, в которую облечен дух человека, не по самой ли природе своей противоборствует всем его стремлениям, потемняет его разум, производит беспорядки в его воле и сердце и от заблуждений неизбежно ведет к порокам?

Так думать богохульно. Если наша плоть есть источник греха, то значит, виновник греха есть Бог; потому что Он создал наше тело, равно как и душу, и соединил их между собою.

б) Зло в человеке не есть ли неизбежное следствие его ограниченности?

Нет; ограничены и добрые ангелы и несовершенны сравнительно с Богом, однако же, тем не менее, они благодатью Божией совершенны в своем чине; они безгрешны; они исполняют свое предназначение и любят Творца всею дарованною им силою любви. Равным образом и человек, при своей ограниченности, мог бы оставаться безгрешным и совершенным в своем чин, быть верным своему предназначению и любить Бога всем существом своим. Иное дело быть несовершенным, т. е. обладать качествами менее высокими, чем другое существо, поставленное выше на лествице бытия, иное дело — быть грешным, т. е. преступником закона, злоупотребителем свободы и прочих даров Божиих.

в) Не делается ли человек худым и порочным вследствие худого примера и дурных приобучений?

Правда, худое воспитание может укоренить в нас зло и ускорить его развитие. Но зло существует и открывается прежде всякого воспитания. Ибо, при поверхностном наблюдении, не видим ли, что и в младенце ясно обнаруживается расположение к гневу и притворству, лжи и непокорности? И это не потому, чтобы он видел все эти недостатки в своих родителях, и усвоил их себе чрез подражание, но потому, что к ним влечет его внутренняя, врожденная наклонность. «Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф. 7, 18). Из зараженного источника естественно течет зараженный поток; при испорченном корне, не может оставаться неиспорченным ствол.

III. В заключение сказанного о падении Адама и о несчастных его последствиях для человечества, присовокуплю, что на учении о прирожденности нам греха прародительского основывается догмат искупления. Если в людях нет первородного греха; если они рождаются чистыми и невинными пред Богом: то в таком случае Сын Божий напрасно приходил на землю и вкусил смерть, Сын Божий, скажем словами св. Иустина философа, благоволил прийти не потому, что Сам имел в том нужду, но ради человеческого рода, который чрез Адама подвергся смерти и искушению змия». (См. кн. Изложение христианского учения).

Источник: Дьяченко Г. Вера, надежда, любовь. Катехизические поучения. В 3-х тт. Т. 1 – М.: Донской монастырь; АРП Инт. Ко, 1993. – С. 93-94.


STSL.Ru


1 Июня 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...