Троицкие листки, № 364. Равноапостольная Ольга

В истории Церкви Христовой весьма знаменательно и по­учительно то участие, какое некоторые святые жены, избранницы Божии, принимали в деле распространения ис­тинной веры среди язычников.

Святая равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Достаточно упомянуть о святой равноапостольной Марии Магдалине и других святых женах-мироносицах, удостоившихся быть первыми провоз­вестницами преславного Христова Воскресения, – о равноапостоль­ной царице Елене, в бывшем Греческом Царстве, равноапостоль­ной Нине, просветительнице Грузии, мученице Людмиле, у запад­ных славян.

И наша Русская земля имеет Свою равноапостольную Елену – святую Ольгу, родную бабушку равноапостольного про­светителя Руси великого князя Владимира. Святая Ольга родилась в той стороне, где потом был основан Псков. Еще не познавшая ис­тинного Бога Ольга отличалась уже светлым высоким умом и стро­гим целомудрием (такой добродетелью, о которой язычники не име­ли и понятия). Князь Российский Игорь, любивший звериные охо­ты, случайно встретился с ней в лесах Псковских и был до того поражен ее мудрыми ответами ему, и красотой лица, что взял ее себе в жены. Столица Русского государства уже была в то время в Киеве. Прожив в супружестве около сорока лет, Ольга, по смерти Игоря, управляла Русской землей самостоятельно. Она жестоко наказала древлян, предательски убивших мужа ее Игоря, была страшна и грозна врагам родной земли, а народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда возмужал сын ее Святослав, оставшийся после отца четырехлетним младенцем, она передала ему управлению государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения нищим, престарелым, убогим.

Такая добродетельная жизнь княгини Ольги низвела на нее бла­говоление Божие: с каждым днем становилось ей все более ясным, что только люди безумные могут почитать богами бездушных идо­лов. В Киеве, во времена княжения Ольги, были уже христиане, хотя и в малом числе. Вероятно, она знала их; беседы с ними окон­чательно открыли ей святость и высоту Христова учения, и стала она в душе христианкой; но в Киеве, наполненном язычниками, она считала небезопасным для себя принять Святое Крещение. И вот, услышав от киевских христиан, что вера Христова пришла в Россию от греков, мудрая Ольга пожелала и сама побывать в их стране, дабы выслушать наставления в вере самые точные. Взяв с собой нескольких бояр и родственников своих, она прибыла в Царьград, явилась к патриарху Полиевкту и сказала ему о своем намерении. Живое, отеческое участие принял патриарх в русской княгине.

Около трех месяцев пробыла Ольга в Царьграде, изучая веру христианскую под руководством самого патриарха. Ежеднев­но посещала она храмы Божии; красота церквей, стройное пение, торжественность богослужений – всё это сильно действовало на ее душу, на ее сердце, жаждавшее истины и спасения. Наконец исполнил Господь ее пламен­ное желание: Ольга была просвещена Святым Креще­нием и наречена Еленой в память Елены, равноапос­тольной царицы. Крестным отцом ее был сам император Греческий Константин.

Пат­риарх совершил Божествен­ную литургию, за которой и причастил новопросвещен­ную русскую княгиню Пре­чистых Таин Христовых. Причем он обратился к ней с такими словами: «Благосло­венна ты между женами рус­скими, что возлюбила Свет истинный и отвергла мрак! Ты избежала этим вечной смерти и обрела жизнь бессмертную. С этого времени станут ублажать тебя все сыны земли Русской!»

Слова эти были пророческими. Вместе с праведной Ольгой крес­тились и многие из числа пришедших с ней, и была радость вели­кая не только в Русской земле, но и во всем Царьграде. Перед воз­вращением в отечество патриарх дал ей в благословение святой крест с частицами древа Животворящего Креста Господня. Вмес­те с Ольгой, по распоряжению патриарха, отправились в Россию пресвитеры и клирики церковные для совершения службы Божией.

По прибытии в Киев новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле. Она обратила ко Христу многих киевлян и построила для них церковь во имя святителя Христова Николая, на Аскольдовой могиле. Церковь святой Софии, вначале деревянная, была построена также ею. Затем святая Ольга побывала в Великом Нов­городе и в других областях своего государства. Поучениями и наставлениями своими она, при помощи Божией, приводила мно­гих ко Христу и, сокрушая идолов, на их месте воздвигала чест­ные кресты. От крестов этих потом происходили великие чудеса и знамения – во уверение неверных.

Одно лишь было непрестающей скорбью для праведной Оль­ги: это то, что сын ее Святослав, несмотря на все увещания мате­ри, не хотел и слышать о принятии Христианства. Он любил воен­ную славу и военные подвиги, и то и дело покидал свою землю и рыскал с дружиной своей где-либо за Дунаем, или в ином месте. Внуки святой Ольги, дети Святослава, – Ярополк, Олег и Влади­мир – находились поэтому почти всегда на ее попечении, и она усердно поучала их вере христианской, но крестить без воли отца не решалась. Поэтому ей оставалось только, возложив все упова­ние свое на Господа, от Его благости ожидать лучшего для своей семьи и своего народа. И Господь исполнил горячую молитву сми­ренной русской княгини: один из внуков ее, Владимир, просветил Россию Святым Крещением.

20150721-001.jpg

Святая равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Дожив до глубокой старости, Ольга почувствовала болезнь смертную. Святослав, по обыкновению, отсутствовал; но услы­шав о внезапном нападении на Киев печенегов, он поспешил до­мой. Разбив врагов, он явился к матери своей, которую застал на смертном одре. И умирающая мать пыталась еще раз, в послед­ние минуты жизни своей, уговорить сына оставить погибельное идолопоклонство и обратиться ко Христу; но и теперь несчастный сын не послушал ее. За это и был наказан внезапной и позорной смертью, по предсказанию праведницы-матери.

Тиха и безмятежна была кончина блаженной Ольги. Напут­ствуемая причащением Божественных Таин Христовых, она мир­но отошла ко Господу в одиннадцатый день июля 969 года. Пла­кали о ней все киевляне, – не только христиане, но и язычники. Тело ее с честью погребено в городе Киеве.

Преподобный Нестор, оканчивая свои известия о благоверной Ольге, пишет: «Она предтекла христианству в земле нашей, как зарница перед солнцем, как заря перед светом полным, как луна в ночи, – так светила она между людьми неверующими. Она первая из Руси взошла в Цар­ство Небесное. Ее хвалят сыны Русские как начальницу. Она и по смерти молит Бога за Русь».

Молитвами святой и праведной Ольги помилуй, Господи, и нас, многогрешных!

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Т. 2. М.: Молодая гвардия. - С. 655-658.



24 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.