Пятидесятница и Церковь

Пятидесятница и Церковь

Дух, данный в Пятидесятнице, свидетельствует о том, что Иисус действительно Воскрес из мертвых и что личностные отношения с Воскресшим Христом возможны для каждого. В своей проповеди на первой Пятидесятнице апостол Петр выявляет это единство Воскресения Иисуса с Пятидесятницей: «Иисуса Назорея, Мужа, Богом отмеченного для вас силами, и чудесами, и знамениями, которые сотворил чрез Него Бог среди вас... Этого Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели. Итак, десницей Божией вознесенный, и приняв от Отца обещанного Духа Святого, Он излил то, что вы и видите и слышите» (Деян. 2, 22; 2, 32-33).

Свидетельство Духа о Воскресении Христа занимает по значению то же место, что и свидетельство пустой гробницы и явлений Христа после Своего Воскресения. Бог воскресил Его «потому что Он не мог быть держим ею (смертью)» (Деян. 2, 24), затем «Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим. Они теперь свидетели Его пред народом» (Деян. 13, 31), а после завершения дней Пасхи, в Пятидесятницу всемогущим действием Божиим вся жизнь Церкви, вдохновляемая и водимая Духом, свидетельствует о Воскресении.

Благодаря Пятидесятнице Воскресение Христа становится нынешней реальностью, а не только событием, принадлежащим прошлому. «Мы не просто говорим, что Христос Воскрес в прошлом, но то что это актуально сейчас, Он живет теперь для меня и во мне, – пишет Каллист Уэр. Эта непосредственность и личностная направленность в наших отношениях с Иисусом является именно делом Духа» [1]. Любое преображение человеческой жизни является свидетельством Воскресения Христа и ниспослания Святого Духа в день Пятидесятницы. Бог постоянно творит новое и прославляет Себя в Своих святых, чтобы возвестить, что Слово Божие стало плотью, претерпело смерть на кресте и было вознесено, чтобы мы могли принять Духа.

Воскресение Христа является первым и решительным моментом в жизни Церкви, моментом, который в четвертом Евангелии назван «последним днем» (ἡ ἐσχάτη ἡμέρα, 6, 39-40-44). Силою Духа Церковь живет Воскресением и движется к нему. Видение последнего осуществления, данное в книге Откровения – «Вот скиния Божия с людьми, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народами, и Сам Бог будет с ними» (21, 3) – может быть понято лишь в контексте богослужения и свидетельства христианской общины. Для этой общины воплощение – «Слово стало плотью и обитало среди нас» (Ин. 1, 14) – является началом, а Его Воскресение – завершением того, что уже присутствует в истории. Пятидесятница актуализирует все это и придает значение времени и истории.

Дарование Духа в день Пятидесятницы не является ни тем же событием, ни тем же действием дарования, каким было дуновение Духа в первый Пасхальный вечер. Дух, данный в Пятидесятнице, – больше, чем духовная сила и благодать, ниспосланная апостолам, их «рукоположение» и «освящение». Оно включает все духовные дары, которые были даны всему телу Христову, – пророческие и харизматические. Эти два события являются различными моментами дарования одного и того же Духа в два разных момента времени. В Пятидесятнице Дух изливается для исполнения новой жизни, открывшейся в дуновении Духа воскресшего Христа в день Пасхи. И когда Церковь вступит в этот последний день, это станет осуществлением Пятидесятницы.

В Пятидесятницу Дух посылается для вселенского возвещения Евангелия. С Пятидесятницей Церковь начинает свой путь служения и свидетельства. Здесь важно отметить, что церковный календарь нумерует воскресенья «после Пятидесятницы» вплоть до наступления воскресных дней подготовки к Великому посту. Эта практика означает просто то, что Пятидесятница является для Церкви центральным пунктом, началом – сквозь недели, годы, столетия. Все рассматривается и оценивается в свете Воскресения и Пятидесятницы, ибо они являются последними событиями истории спасения.

Однако в Евангелии от Иоанна за дарованием Духа не следует общественная, вселенская миссия. Апостолы возвращаются в свои дома в Галилее, где продолжают заниматься тем же, чем и раньше (Ин. 21, 1-3). Их общественная проповедь начинается лишь с Пятидесятницы. С первым дарованием Духа, записанным у Иоанна, мессианская община вступает в единение с прославленным телом Христа. Апостолы изменились – новая община была создана дуновением Духа воскресшего Христа. В этом смысле Церковь родилась вместе с Ее служителями – община основана с дарованием Духа в первый вечер Пасхи. И все же лишь в Пятидесятницу Церковь «крестится» и Ей посылается для раздаяния полнота духовных даров [2].

Плодом воскресения, вознесения и Пятидесятницы является Церковь, в которой эти последние события жизни Христа постоянно переживаются и удостоверяются. В богослужении и таинствах Церкви членами тела обнаруживается их значение и подтверждается постоянное следствие жизни, смерти и Воскресения Христа. Церковь постоянно свидетельствует о истине воплощения, смерти и воскресении Христа. Дух в Церкви полагает новое основание, направляя ее «до предела земли» (Деян. 1, 8). С пришествием Духа Церкви дается власть совершать дела большие, чем совершал Христос (Ин. 14, 12). Но какого рода дела? Церковь ничего не может добавить ко Христу и Его совершенству. Вся Ее власть и сила происходят от Него. Он – глава Своего Тела. И все же перед Своими страданиями и смертью Христос говорит ученикам, что благодаря Его отшествию к Отцу, результатом чего станет сошествие Духа, они смогут совершать большие дела. Их дела не будут большими дел Христа в своей сути, но Евангелие будет возвещено на значительно большие пространства, чем это было во время земного служения Христа. Их дела будут количественно больше. Намного больше людей присоединятся к Его телу. Перед Своей смертью и Воскресением Христос говорил о миссии Церкви среди язычников, которая последует за Его смертью и Воскресением (Ин. 12, 20 и слл.). И с сошествием Духа в Пятидесятницу Церковь вступает в борьбу за спасение всего человечества.

Новозаветные писатели вполне согласны, что дар Духа является следствием Воскресения. Воскресший или вознесшийся Христос дает или посылает Духа [3].

Ход событий, относящихся к возвышению Христа, излагается в Ин. 7, 39: «ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен (ἐδοξάσθη)». Последовательность событий в жизни Христа – Его смерть, Воскресение и Вознесение – является путем Его прославления. «Христос был прославлен страстями, – подчеркивает св. Григорий Назианзин в своей проповеди на Пятидесятницу, – а затем прославлен Воскресением, затем Вознесением, или Восставлением, или как бы мы это ни назвали, на Небеса» [4]. Тот, на Котором пребывал Дух во время Его общественного служения (Ин. 1, 32 и сл.) дарует Духа в день воскресения, а также в день Пятидесятницы. Тот же Дух свидетельствует на протяжении столетий, что Иисус действительно воскрес из мертвых.


Источник: Кесич. В. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. – К.: «Пролог», 2006. – С. 189-193.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Kallistos Ware, The Orthodox Way (Crestwood, N.Y.: SVS Press, 1979) 125.

[2] F.X.Durrwell, The Resurrection: A Biblical Study (New York: Sheed and Ward, 1960) 186.

[3] Так же верно и то, что Духа посылает Отец (Ин. 14, 16-26). Сын посылает Духа, но источником Духа является Отец, ибо Дух исходит от Отца (Ин. 15, 26). Глагол «исходить», который используется в Ин. 15, 26 – ἐκπορεύομαι. Когда говорится о том, что Сын «происходит» от Отца, употребляется глагол ἐξέρχομαι. Апостол Иоанн постоянно использует последний глагол, когда говорит об происхождении Сына от Отца (8, 42; 13, 3; 16, 27 и сл., 16, 30; 17, 8). У Духа и Сына – одинаковое и одно происхождение. Они являются двумя различными личностями. Их миссии не тождественны. Хотя Дух не был дан, так как Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 39), однако «нигде не говорится» в Евангелии от Иоанна, «что Дух исходит от Сына, как Он исходит и от Отца». Поэтому здесь нет никакого filioque. См. Alan Richardson, The Gospel according to St. John, Torch-Bible Commentary (New York: Collier, 1962) 169.

[4] Orations 41, в NPNF, 2d series, 7, 383.



16 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Дом культуры в здании лаврской трапезной
Дом культуры в здании лаврской трапезной

7 апреля 1931 года Загорский райисполком одобрил решение Президиума Горсовета об организации районного Дома культуры в здании лаврской трапезной, занятой краеведческим музеем.

Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля
Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля

6 апреля 1945 года Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля - Клементина Огилви Спенсер-Черчилль, баронесса Спенсер-Черчилль.



Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.