Проведено исследование иконы "Троица" преподобного Андрея Рублева

Третьяковская галерея обнародовала результаты последних исследований самой знаменитой русской иконы - "Троицы". Образ был создан в XV веке Андреем Рублевым "в похвалу" своему духовному учителю преподобному Сергию Радонежскому. Первоначально икона находилась в Троицком соборе Сергиевой лавры, а 1929 году была передана в Третьяковскую галерею. У искусствоведов до сих пор не было единого мнения о сохранности древней живописи. 


В 1904 году знаменитую "Троицу" Андрея Рублева увидел реставратор и иконописец Василий Гурьянов, который раскрыл образ от позднейших слоев записи, и икона предстала в своем нынешнем виде. С тех пор уже больше 100 лет искусствоведы не перестают восхищаться гением русского иконописца, но они же за это время выдвинули такое количество неправдоподобных версий, что "Троице" снова понадобилась реставрация, но уже в переносном смысле. Икону нужно было очистить от мифов, созданных вокруг нее. Главным таким мифом было то, что в 1904 году Гурьянов полностью переписал икону Рублева и сейчас перед нами живопись начала ХХ века. Сегодня реставратор Дмитрий Суховерков впервые делится результатами своего 9-летнего исследования.


"Удалось выяснить все-таки и доказать, что та живопись, которую мы видим сегодня, является подлинной живописью XV века, - рассказывает Суховерков. - Здесь есть добавки, есть переделки, некоторые участки на иконе, конечно, пострадали при реставрации XVII века, скорее всего, и XIX века, но тем не менее основные изображения – одежды ангелов, лики ангелов – сохранились первоначальные".

"Троицу" Рублева исследовали при помощи нескольких методов. Ультрафиолет позволил увидеть остатки записей, инфракрасный свет – первичный рисунок самого Рублева, через микроскоп удалось разглядеть структуру живописи. Сегодня можно точно сказать, что принадлежит кисти Рублева, а что было переписано позднее. 

"Чаша просто изменила свою форму. Первоначально у нее были более заостренные края и у немножко иная форма, но в основе чаши сохранилась авторская живопись", - комментирует Дмитрий Суховерков. 

Результаты исследования "Троицы", говорят в Третьяковской галерее, важны не только сами по себе. С их помощью в музее планируют провести исследования всех икон Андрея Рублева. В том числе, так называемого Звенигородского чина. Имея эталонное произведение, его легко сравнить с другими.

"Когда мы знаем, как шла рука мастера, как он вел кисть, когда рисовал подготовительный рисунок, - говорит научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нарсесян. - Это видно очень хорошо, например, на инфракрасных снимках. Если мы опознаем эту же руку, допустим, в Звенигородском чине, мы будем знать, что автор этих икон один и тот же".

Самым трудным, считают специалисты, будет отделить авторскую манеру Рублева от общей стилистики эпохи, когда он творил. Это уже следующая задача, возможно, для будущих поколений исследователей. 


Источник: TVKULTURA.RU
Теги: Иконопись
6 Марта 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.