Прощеное воскресенье на Всехсвятском подворье

Накануне Великого поста Святая Церковь с давних времен установила день, в который все мы прощаем друг другу взаимные обиды. В этот день на Литургии читается святое благовествование: «..Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). 


А вечером в храме совершается обряд взаимного прощения. Искренно простить и быть прощенным может тот, кто осознал всю бездну своих прегрешений, всю муку оторванности от Господа, отсутствие в себе смирения и любви. Эта мысль присутствует и в молитве, которая звучит на службе в Прощеное воскресенье: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю…».

В храме Всех святых, который является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, прихожане соблюдают этот священный обычай. На воскресную службу, перед началом Великого поста, пришло много народу. Как обычно, было много исповедников и причастников. Настоятель храма Всех святых о. Сергий (Сухенко) в своей проповеди напомнил прихожанам, что непременным условием для начала духовной жизни является прощение. Недостаточно только простить ближнему обиду в душе своей, нужно через личное «прости» прекратить ее. Иногда это тяжело для нашей гордости, но смирить себя необходимо.


«Мы должны понимать, - поясняет о. Сергий, обращаясь к верующим в храме, - что обижает нас враг рода человеческого через нашего ближнего, который совершает это по немощи своей. Чтобы нам легче было прощать, мы должны постараться найти оправдание тому человеку, который нас обидел и вспомнить, сколько зла мы сами причинили другим людям своими словами, делами или мыслью. Если человек искренне рассмотрит свое поведение наедине со своим сердцем, вспомнит, сколько раз сам причинял горе ближнему своему, то он с охотой простит своего обидчика. Поэтому мы должны найти в себе духовные силы увидеть собственную мерзость, чтобы, как говорил апостол Павел, могли, будучи искушаемыми, искушаемым помочь. В этом есть великий и тайный духовный замысел Творца. При взаимном прощении образуется особая духовная мистическая связь между людьми. В Патерике святых угодников Божиих есть рассказ о прощении и злобе. В нем повествуется, как один простолюдин пошел на рынок и купил какой-то товар. Но продавцы вместо товара положили ему в сумку камни. По дороге домой человек понял, что его товар не может быть таким тяжелым, открыл мешок, увидел эти камни и понял, что продавцы согрешили перед ним. Но не вернулся, чтобы их укорить, а сразу их простил, выкинул камни и продолжил путь домой. Уже состарившись, однажды он услышал стук в дверь, открыв ее, увидел тоже состарившихся двух продавцов, которые стали просить у него прощение за содеянное зло. Будучи истинным христианином, он сказал им в ответ: «Я давно выбросил эти камни из своего сердца, а вы более 40 лет носили их в своей душе». 

Отец Сергий с любовью благословлял всех подходивших к нему в конце службы, наставлял пришедших за советом. 

У храма Всех святых большая община, много молодых, в храме все находят внимание и понимание. И со своей стороны тоже стараются оказать посильную помощь. Смотришь на фотографии 10-летней давности и удивляешься, как можно было в такой короткий срок восстановить утраченную красоту и благолепие старинного храма. Воистину, все возможно Богу и с Его помощью людям, которые тут работают.

Год назад в церкви начали воссоздавать иконостас, сейчас эти работы уже полностью завершены. В храме легко и радостно молиться, за последние два года все стены украсили фресками. Роспись стен и иконы пишут художники, которые живут на подворье.


Владимир Подольский - пономарь, он же и иконописец. Учился этому ремеслу в художественном училище в Дубне. У Владимира есть благословение настоятеля отца Сергия писать иконы святых-новомучеников, которые когда - либо служили в этом храме. Первая уже написана - это икона преподобного Алексия Зосимовского (Соловьева, + 1928 г.). Знаменитый на всю Россию старец Алексий (в миру Феодор Алексеевич Соловьев) в 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Собора. Ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Белавина на Московский Патриарший престол. Преставился преподобный старец-затворник 19 сентября (2 октября по н.ст.) 1928 года на 83-м году жизни. Чин отпевания в Петро-Павловском храме был совершён архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым) с многочисленным сонмом клириков и иерархов. Погребён старец был у алтаря Всехсвятского храма (позже, по закрытии Кукуевского кладбища, перенесён на новое городское кладбище). На его могилку часто приходил помолиться настоятель дореволюционной Лавры преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). В 25 июля 1994 года святые мощи иеросхимонаха Алексия были обретены нетленными и покоятся сейчас в Смоленско-Зосимовой пустыни. А на месте его первого захоронения за алтарем Всехсвятской церкви сооружен памятный крест, в самом храме для поклонения верующим установлена икона с частицей мощей этого святого. Сейчас Владимир Подольский пишет такую же икону, но большего размера, для установления ее на памятном кресте.

Икону царя-страстотерпца Николая Второго, размером более чем 2 на 1,8 метра, написанную в храме Петра и Павла в 2003 году по благословению архимандрита Германа (Чеснокова), восстанавливает живущая при храме реставратор-иконописец Наталья Яковлевна Семенова. Эта икона прославилась своими чудесами, имеет и свое особое наименование: Надымская царственная казачья. Она начала свое служение в год 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского и была участницей многочисленных крестных ходов. Наталья Яковлевна очень почитает этот образ и не устает рассказывать, сколько людей привела эта икона к покаянию, как много чудес от нее произошло:

- Архимандрит Герман говорил, кто эту икону пронесет хоть один шаг, у того много грехов снимется. Сколько людей исцелил этот образ! За 12 лет он объездил всю Россию. В Екатеринбурге и Дивеево икона была дважды. Не раз обходила Москву и при этом обильно благоухала. Ее всегда несли на руках, хотя она очень тяжелая. Люди становились ручьем, чтобы над ними пронесли этот образ. И народ вспомнил, что предки наши давали клятву Романовым на верность до Второго Пришествия Иисуса Христа. Но согрешили, нарушив обещание. Известно, есть свидетельства святых об этом, что святой царь-мученик взял вину клятвопреступления народа на себя. И если покаяние продолжится, Россия сможет еще восстановиться как православное царство – в это верят многие.


Храм Всех святых был задуман и построен как кладбищенский. В советское время не только храм, но и Кукуевское кладбище пришло в запустении и было почти стерто с лица земли... 

А начало погосту, по преданию, положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Чтобы хоть частично загладить нашу общую вину за его разорение, энтузиасты пытаются составить списки людей, похороненных на Кукуевском кладбище. Это Алексей Пащенко со своим сыном и Евгений Николаевич Богачев. На сегодняшний день ими установлены имена 210 человек. За упокой их душ молится вся церковная община Всехсвятского подворья, священнослужители поминают их в алтаре за богослужением. Поминальный список будет пополняться по мере поступления новой информации.

Отец Сергий вместе с добровольными помощниками хочет полностью восстановить кладбище. Сейчас на этом поприще трудится и Леонид Николаевич Банишев, который старается преуспеть и в очищение собственной души, и территории рядом с храмом, на которой издревле хоронили наших предков, убирая мусор, камни и бурьян. Так давайте и мы выбросим все камни из своей души, очистим ее покаянием, наполним свою жизнь смыслом, деятельной любовью к Богу и ближним. Время сейчас для этого благоприятное – Весна души, начало Великого поста.

Людмила Ковригина,
фото автора



Источник: STSL.Ru
Теги: Подворья
23 Февраля 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...