Прощение обид (из сочинений еп. Феофана Затворника)

Прощение обид (из сочинений еп. Феофана Затворника)

Ничто так не сильно перед Богом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия; и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом.

Отчего бы это так, что мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Думаю, от невнимания к цене прощения: у нас уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как ущерб от обиды представляется чересчур очевидным. Из самолюбивого сердца исходит помышление: «ради чего прощать»? – мы и не прощаем. А надобно бы в минуты обидчивости возобновить в уме и сердце своем обетование за прощение, несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только в силах причинить человеку обида; тогда какая бы ни встретилась обида, из сердца выйдет воодушевляющий голос: «есть из за чего простить», – мы и простим.

Простим, – и прощены будем; простим еще, – и еще прощены будем; и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях Божеского милосердия и любви. Есть ли, в чем искать нам прощения? О, есть, и как еще есть!.. Поспешим же прощать, чтобы прощенными быть; и это – тем удобнее, что то, что мы простим, – ничтожно; а в чем мы прощены будем – так ценно, что и в сравнение с тем идти не может. В притче Евангельской наши грехи против Бога оценены тьмой талантов, а грехи других против нас – сотней динариев (Мф. 18, 23-35). Это по нашему счету выходит: то – с тысячу рублей, а это – в одну копейку. На копейку приобрести тысячу рублей, да помилуйте: если бы в житейском быту открылась такая возможность, – сквозь толпу и не протолкаться бы! Но никакое, самое рассчитанное приобретение на земле не может быть так верно, как обетование Господне, и никакая оценка земных вещей не может быть так точною, как сравнительная оценка грехов наших и причиняемых нам обид, произведенная Самим Богом правды. Так помяни же грехи, которые тебе прощены, или коих ищешь прощения, и, если не из благодарности за полученную милость, то в несомненной надежде получить ее, прощай, прощай и, прощай широко отверстым сердцем.

Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтобы он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего, взойдешь и к высшему. Первая степень этого пути есть молчание.


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 2 февраль. Аньер (Франция), 1952. – С. 6-7.


STSL.Ru


11 Января 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...
Пожар на кузнице
Пожар на кузнице
7 июня 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея...