Прощение обид (из сочинений свт. Феофана Затворника)

Прощение обид (из сочинений свт. Феофана Затворника)

Ничто так не сильно перед Богом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия; и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом.

Отчего бы это так, что мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Думаю, от невнимания к цене прощения: у нас уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как ущерб от обиды представляется чересчур очевидным. Из самолюбивого сердца исходит помышление: «ради чего прощать»? – мы и не прощаем. А надобно бы в минуты обидчивости возобновить в уме и сердце своем обетование за прощение, несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только в силах причинить человеку обида; тогда какая бы ни встретилась обида, из сердца выйдет воодушевляющий голос: «есть из за чего простить», – мы и простим.

Простим, – и прощены будем; простим еще, – и еще прощены будем; и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях Божеского милосердия и любви. Есть ли, в чем искать нам прощения? О, есть, и как еще есть!.. Поспешим же прощать, чтобы прощенными быть; и это – тем удобнее, что то, что мы простим, – ничтожно; а в чем мы прощены будем – так ценно, что и в сравнение с тем идти не может. В притче Евангельской наши грехи против Бога оценены тьмой талантов, а грехи других против нас – сотней динариев (Мф. 18, 23-35). Это по нашему счету выходит: то – с тысячу рублей, а это – в одну копейку. На копейку приобрести тысячу рублей, да помилуйте: если бы в житейском быту открылась такая возможность, – сквозь толпу и не протолкаться бы! Но никакое, самое рассчитанное приобретение на земле не может быть так верно, как обетование Господне, и никакая оценка земных вещей не может быть так точною, как сравнительная оценка грехов наших и причиняемых нам обид, произведенная Самим Богом правды. Так помяни же грехи, которые тебе прощены, или коих ищешь прощения, и, если не из благодарности за полученную милость, то в несомненной надежде получить ее, прощай, прощай и, прощай широко отверстым сердцем.

Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтобы он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего, взойдешь и к высшему. Первая степень этого пути есть молчание.


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 2 февраль. Аньер (Франция), 1952. – С. 6-7.


STSL.Ru


29 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».