Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня от евангельских слов веет особенной нежностью. На них сегодня яркий отпечаток любящей души Спасителя. С ласковой любовью Христос говорит о неописуемой красоте полевого цветка, о завидном просторе жизни небесных птиц, летающих в лазоревом океане: «Взгляните на птиц небесных... Посмотрите на полевые лилии... говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:26–29).

Речь Господа проста и понятна, ее можно кратко передать так: любовь Господа, заботливо опекающего мир, разлита по всей вселенной. Не она ли движет крылья птиц? Не она ли украшает полевые цветы? Человек, неужели ты в глазах Божиих хуже бездушной твари? Отдайся же в руки Бога, ищи Божия Царства, и всю твою жизнь управит Сам Бог. Эти слова любви предлагаются всем нам.

Почему Церковь читает их сегодня? Для понимания надо вспомнить, о чем читалось в Евангелиях первых двух воскресений после Пятидесятницы. Святая Церковь от имени Господа призывает всех идти за Христом и стать Его учениками (См.: Мф. 10:32–33, 37–38 и 19:20–30; 4:18–23 и 4:5–5:12).

С сегодняшнего воскресенья Церковь начинает раскрывать призванным, каков этот путь к Богу. Она указывает, что на этом пути призванный должен прежде всего целиком отдать себя Богу, вручить Ему душу и тело; всю свою жизнь, без остатка, отдать мудрому и любящему Богу. Столь значителен смысл услышанных слов Христа. Отдайтесь Богу, отдайтесь Его промыслительному попечению! Но почему требуется безраздельная самоотдача Богу? Почему необходимо принятие Его Промысла?

Божественный Промысл – это непрерывное и вездесущее Божие попечение о мире, которым Бог направляет как отдельную жизнь, так и всю вселенную к конечной цели существования – оправданию жизни и ее влитию в бессмертную вечность. Над жизнью и одного человека царит премудрая и благая воля Божия.

Из этого видно, что нашей задачей будет понять волю Божию и согласовать свою волю с Божией, как замечательно учит нас святитель Иоанн, митрополит Тобольский, в своем «Илиотропионе». Надо понять Божию волю и согласоваться с ней, чтобы не мешать Богу творить благое дело жизни. Для достижения этого есть только один правильный путь – отказаться совсем от себя, от своей самочинной и греховной воли и полностью подчинить свою жизнь Божественному Промыслу и руководству.

Но Господь знает, как трудно человеку перестать заботиться о себе и во всей жизни положиться на волю Божию, и потому Он снова, простыми словами, убеждает человека отдаться Ему без боязни за свою судьбу. Предвидя человеческую боязливость, Господь устраняет ее двумя доводами.

Первое. Господь говорит о предпочтительности перед Его глазами души человеческой всему остальному. И если Господь обещает спасение души, то как может человек колебаться – спасти ли душу или обосновать земное благополучие? «Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Мф. 6:25) – спрашивает с мягким упреком Господь. Неужели человек пренебрежет поэтому душою ради большей надежности куска хлеба?

Второе. Отец Небесный, знающий, что вы имеете нужду в земном, даст вам все потребное земное и обеспечит им лучше вас самих. Заботится же Господь о подаче всего необходимого всем тварям земным. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26). И они не умирают с голоду.

Попечение Божие о нас видно из простого примера. Сколько усилий прилагает человек, чтобы красивее обставить свою жизнь и себя самого. Сколько трактатов написано о красоте, сколько гениев создавало, творило красоту? И все же простой полевой цветок – создание Божие – не прекраснее ли всего человеческого искусства? «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28–29). И опять звучит тот же вывод: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:30).

Так, дорогие братья и сестры, бесхитростными словами и житейскими сравнениями Господь раскрывает и утверждает великую истину Божия Промысла. Проникнетесь этой истиной и отдайтесь всей душой в Божии промыслительные руки. Осознать свое ничтожество, отшатнуться от него и опереться в жизни на Божию силу – пусть будет это центральным делом и отправным пунктом всей на­шей жизни, нашего пути к Богу и спасению. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2014.


28 Июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.