Проповедь в день поминовения усопших. Архимандрит Виталий (Мешков)

2020-03-19_07-46-55.jpg

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня святой апостол Павел (1 Сол. 4, 13-17) призывает всех нас к тому, чтобы мы не скорбели об умерших. Поскольку мы веруем, что Христос воскрес, то и умерших, живших по Его святым заповедям, приведет с Собой в жизнь вечную. Святой апостол говорит и о праведниках, которые доживут до этого времени, и они будут восхищены на облаках навстречу Господа вместе с воскресшими умершими праведниками до всеобщего Суда в момент пришествия Его.

В Евангелии (Ин. 5, 24-30) говорится, что Христос как Сын Человеческий произведет Суд и творившим добро дарует жизнь вечную по ходатайству праведников, перешедших от смерти в жизнь. Здесь, несомненно, Господь говорит о тех людях, которые в жизни своей творили много доброго, вместе с тем и грехи допускали, но не успели по какой-либо причине принести покаяние, а праведники во время своей земной жизни за них молились и во время Суда ходатайствовали о помиловании. А делавших зло и умерших без покаяния Господь осудит на муки вечные.

Слова Господа: «Как слышу, так и сужу» (Ин. 5, 30), произнесенные один раз, звучали, звучат и будут звучать в каждом новом поколении. Мы часто произносим слова при исполнении каких-либо дел или просто в беседе, но не даем о них порой никакого отчета, а ведь их слышит Господь, и они записываются на пленке жизни или на совести каждого человека, как на магнитофонной пленке. Вспомните слова Господа, Который говорил: «От своих слов осудится или от своих слов оправдается; или за каждое праздное слово человек даст ответ в день судный» (ср. Мф. 12, 36-37). Вот почему св. апостол Петр в своем послании убеждает христиан, говоря, что, когда говорите с кем, говорите как слова Божии.

Несомненно, нет человека, как говорит слово Божие, который бы жил и не согрешил, потому Господь и оставил нам покаяние и заповедал молиться друг за друга. А молитва праведника много может помочь тому, за кого она возносится.

Многие из нас, здесь присутствующих сегодня, возносили молитвы за умерших с надеждой, что Господь услышит ее и поможет им. Сомнения нет в том, что Господь всегда исполняет просьбу праведно живущего на земле. Случаев же исполнения прошений Господом много, и, вероятно, многие из вас знают.

Мы сегодня молились за умерших. А заботимся ли мы о себе лично? Помним ли мы последняя своя? А ведь Господь подобными службами напоминает и нам о нашем исходе, напоминает нам, чтобы мы чрезмерно не суетились, но бодро несли свой земной крест. Но, к сожалению, с нами происходит обратное. Мы не только не ропщем порой на свою, может быть, трудную и скорбную жизнь, а по неразумию даже просим смерти или высказываем свое желание умереть другим. Подобные неразумные высказывания встречаются и среди подвижников.

Господь по великому милосердию Своему открывал отчасти вечные муки некоторым избранникам Своим для их спасения и преуспеяния. Через поведание их и наши понятия об адских муках соделались яснее и подробнее.

Подвижники благочестия, которым были показаны адские муки, без ужаса не могли вспоминать своих видений и в непрестанных слезах покаяния и смирения искали найти отраду – извещения спасения.

Нередко высказываются мысли людьми, что якобы память смертная мешает развитию человека и не дает вполне наслаждаться жизнью. Но именно память о смерти и вечных муках спасала многих подвижников благочестия от больших падений. Св. Антоний Великий употреблял это средство в начале своего подвига, когда диавол принимал вид прекрасных женщин, чтоб возбудить в нем греховное похотение, но он мужественно погашал этот огонь сладострастия.

Блаженный Иероним всегда держал перед глазами своими человеческий череп. Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно и поставил в обязанности мастерам, чтобы они в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «Гроб твой, владыко, доселе еще не окончен; итак, прикажи докончить его, ибо смерть приближается как тать и ты не знаешь, в какой час она придет». Многие выкапывали себе могилу (на Афоне) и по временам ложились на ночь в эти могилы.

Подобных подвигов, братья и сестры, нас никто не заставляет нести, но помнить о кончине и воздаянии за дела необходимо. Постараемся всегда помнить то, что мы, как изгнанники рая, находимся на земле не для увеселений, не для торжества, не для играний, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай. Аминь.

Архим. Виталий (Мешков)


21 Марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Удивительный случай во время войны 1812 года
Удивительный случай во время войны 1812 года

Принц Эжен Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, был генералом войск Наполеона и участвовал в военных действиях против России во время Отечественной войны 1812 года. С двадцатитысячным отрядом подошел он из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон... Однажды вечером принц лег и уснул, и вот наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец...

Пожар в Гостином дворе
Пожар в Гостином дворе

27 июня (ст. ст.) (9 июля нов. ст.) 1838& года в верхнем конце Переславской улицы, севернее Троице-Сергиевой лавры, начался пожар. Огонь уничтожил почти всю северо-восточную и восточную часть города вплоть до Рождественской церкви рядом с Красногорской площадью.

Новая жизнь старого колокола
Новая жизнь старого колокола

В 1708 году Иван Моторин отлил для Троице-Сергиева монастыря колокол весом 161 пуд. Новый колокол, названный «Баран», был перелит из колокола времен преподобного Никона, возвращенного монастырю в 1701 году и повредившегося от пожара.

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.