Проповедь смотрителя Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Ильи (Рейзмира) в Седмицу двадцать первую по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь наш Иисус Христос, поучая народ, сказал однажды следующую притчу: «Слушайте: вот вышел сеятель сеять. И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!"   [1]

 
Литография 1876 года

Вот вышел сеятель сеять. Кто этот сеющий? Это Сам Сын Божий, исшедший из недр Отчих и пришедший на землю. Семя, которое Он сеет, — это слово Его, Его учение о покаянии, о духовном совершенстве, об уготованном праведникам Царстве Небесном. Он бросает Свои семена повсюду, учит всех людей, но люди по-разному воспринимают Его слово.

И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Что это за дорога, о которой упоминается здесь? Это тот широкий путь, которым идет большинство людей, идет, увы, в погибель, по свидетельству Самого Господа. Семена, упавшие при дороге, — это слово Божие, запавшее в души тех людей, которые, не задумываясь ни над чем серьезным и духовным, идут общим путем. Идут как стадо, следуя друг за другом, подражая друг другу, которые говорят: «Живу, как все». Они имеют свойственный большинству образ жизни, образ мыслей, который, как утоптанная на людной дороге земля, вследствие чего человек не принимает никакого слова, идущего из иного, высшего мира. Слово не проникает в душу. Птицы, клюющие семена, — это демоны, которые всевозможными развлечениями и попечениями стараются заставить нас забыть услышанное евангельское слово о спасении, стараются вырвать из нашей души само воспоминание о Боге и духовной жизни.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иные семена упали на землю, где неглубоко под верхним слоем был камень, и скоро проросли, так как слой земли был тонок. Такая земля — это образ людей легкомысленных, увлекающихся, поверхностных, не способных к глубоким размышлениям, ищущих в жизни одни удовольствия. 

Камень — это их сластолюбивое сердце. Услышав евангельское слово, они с радостью принимают его, так как и в этом надеются найти для себя удовольствие. Они строят честолюбивые планы: собираются проповедовать Христово учение, думают, что их будут прославлять, как замечательных проповедников, считают, что будут иметь последователей, что станут молитвой исцелять больных и так далее. Они не задумываются глубоко над сущностью христианства, не понимают, что христианство требует самоотречения, подвига, усилий над собой. Когда же все это раскроется, особенно же если за последование Христову учению они будут подвергаться гонению, то такие быстро охладевают к христианству, перестают даже интересоваться им и возвращаются в свое изначальное состояние.

Иное упало в терние, и терние выросло и заглушило семя, и оно не дало плода. Земля, поросшая терниями или имеющая только семена и ростки терния, — это образ людей, чрезмерно приверженных благам мира сего: богатству, славе, земным удовольствиям; не умеющих подавить своих пристрастий во имя служения Христу, ради своего спасения. Сюда же можно отнести людей, которые чересчур привязаны к радостям семейной жизни, любящие жен, детей, родителей более Бога, а также и людей, без меры любящих науку и искусство, которые отвлекают их от последования Христу. И вообще всех людей, любящих что бы то ни было более Бога. Эти пристрастия ко всему земному, относящемуся к веку сему, и являются тернием, подавляющим слово Божие, не дающим ему возрасти и принести плод.

И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто. Семена, упавшие на добрую землю, — это слово Божие, запавшее в души людей с благим произволением, людей, которые либо воспитанием, либо многими страданиями, либо вообще любовью к добру были подготовлены к принятию божественного семени. Приняв в свою душу это семя, они начинают преобразовывать себя: изгонять страсти и насаждать добродетели. Это и есть приносимый ими плод, которого ждет от нас Господь. Но и здесь плодоношение зависит от силы нашего произволения. Те, которые приложат более труда для борьбы со своим внутренним злом в стремлении угодить Господу, принесут плод стократный; те, которые не будут иметь такого усердия, принесут плод меньший — в шестьдесят и в тридцать крат.

Как мы видим из сказанного в притче, только часть семян принесла плод. Семена, упавшие при дороге, погибли; семена, попавшие на камень, взошли и завяли; оказавшиеся в тернии были им заглушены; и только семена, упавшие на хорошую землю, принесли свой плод. В деле же евангельской проповеди количество семян Божия слова, которые не пропадают и приносят плод, еще меньше. Большинство людей совершенно не внимают проповеди. Да и те, которые на время могут заинтересоваться ею, тут же забывают услышанное, другие же заглушают ее житейскими попечениями или рассеянной жизнью, и только немногие относятся к слову с должной серьезностью и немедленно начинают работать над собой, готовя себя к будущей жизни. Поэтому много бывает гибнущих и мало спасающихся, по слову Самого Господа . [2]

Окончив притчу, Господь возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Все мы имеем уши. Когда играет музыка, мы слышим все; когда поют песни, мы тоже слышим; когда ведутся пустые или вообще мирские разговоры, мы навостряем уши и внимаем. Когда же говорится проповедь Божия слова, мы пропускаем ее мимо ушей. Для того чтобы слышать и воспринимать, надо иметь особый слух — слух духовный. Это — благое произволение.

Слова Господа «кто имеет уши, да слышит» содержат и грозное предостережение. От того, примем мы или не примем божественное слово, принесем плод или не принесем, зависит наша вечная участь. Итак, мы должны быть не камнем, не тернием, а хорошей землей. Мы должны, во-первых, внять слову евангельской проповеди, не пропускать его мимо ушей, по народной поговорке. Затем мы должны не дать слову забыться из-за постоянных развлечений, не дать земным попечениям заглушить его. Наконец, мы должны потрудиться в борьбе с самими собой и в исполнении Божиих заповедей. Тогда мы и принесем духовный плод и спасем свою душу. Аминь.


Примечание.

[1] Мк. 4, 3 - 9.
[2] Мф. 7, 13-14.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 300-303


Источник: STSL.Ru
21 октября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.