Проповедь о чистоте сердца. Митрополит Николай (Ярушевич)

30553.jpg

О чем, мои дорогие, мы стали бы просить Господа, если бы Он какими-нибудь путями повелел нам сейчас просить у Него того, чего каждый из нас хочет? Конечно, нашлись бы среди нас такие, кто молил бы Его о здоровье своем или близких, благополучии житейском, успехах. Нельзя осуждать таких просьб, направляемых к Господу. Да и Сам Господь такие невинные просьбы благословляет, и они доходят до Него.

Но, конечно, среди нас не нашлось бы никого, кто бы не захотел присоединиться к той просьбе, с какой пророк Давид обращался к Господу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50:12). И здоровье, и благополучие, и земные успехи – все это мы оставим на земле, когда нам придет время перейти в вечность. А сердце чистое, душу чистую все мы возьмем с собой.

Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце – это хранитель благодати Святого Духа, это место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце это та брачная одежда, о которой говорил Господь в Своей притче, и только в которой мы можем стать участниками небесной трапезы в вечной жизни.

С чем можно сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с плодоносной землей: на земле растут деревья, богатые своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом, и нам приятно вдыхать аромат цветов. Еще более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца.

Легко представить перед своим духовным взором преподобного Серафима, Саровского чудотворца: вот он идет со своей неизменной улыбкой любви на лице, весь – сияние чистоты, кротости, любви, благожелательности, безгневия. Ко всем подходящим к нему у него одинаковое слово привета, с любовью открытые объятия. И кто даже издали видел его, – на всю жизнь сохранил в своем сердце его прекрасный светлый образ. Это носитель чистого сердца.

Чему еще можно уподобить чистое сердце? Пламенеющему огню. Как в огне очищается золото, как в огне освобождается от ржавчины металл, покрытый ею, так в чистом сердце сгорают греховные искушения и соблазны. Нередко от одного общения с носителем чистого сердца перерождается грязная испорченная душа и становится на путь новой христианской жизни.

Еще какое сравнение может быть для чистого сердца? Оно подобно чистой воде: чистая вода не имеет в себе никакой скверны, она освежает каждого жаждущего; она приятна и сладка тому, кто ее жаждет. В чистой воде отражаются небо и солнце. И чистое сердце влечет к себе, и мы видим, как в нем отражается духовное небо, видим в нем печать Божией красоты, печать Духа Святаго, носителями которых являются святые люди.

Чистое сердце подобно чистому светлому воздуху: как солнце беспрепятственно распространяет в таком воздухе свои лучи, так в чистом сердце светит тот свет Божий, о котором сказано, что он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9).

Чистое сердце – «храм Божий» и «Дух Божий» живет в нем (1 Кор. 3:16; 2 Кор. 6:16) – по слову апостола Павла. Такому сердцу свойственно любить Господа Бога своего. А Господь Иисус Христос сказал: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим. И Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21–23). Значит чистое сердце это храм Триединого Бога.

В чистом сердце рождается все самое лучшее, светлое, прекрасное, что может быть у человека. Это сердце вместилище веры, и какой веры! Посмотрите на святых апостолов. Мы знаем, что Спаситель избрал Себе учеников за их душевную простоту и чистоту. Но тогда они не были еще очищены Духом Святым. Когда же сошел на них Святый Дух и Своим огнем сжег в их сердцах все искушения и соблазны, – какой родник веры забил в их сердцах! В своей проповеди они уже не боялись ничего и никого, шли навстречу пыткам и смерти с такой пламенной верой, которой ничто не могло поколебать.

Вспомним святых мучеников первых веков христианства. Какая крепкая, горячая любовь ко Христу горела в их чистых сердцах, отдавших себя Богу! Их предсмертные пытки – яркие и неумирающие свидетельства такой любви, рожденной в их сердцах. Что побуждало преподобных отцов и матерей, пустынников и подвижников уединяться в глухие леса, на скалистые острова, в горные ущелья для того, чтобы там совершать свои подвиги? В их чистых сердцах жила и умножалась жажда возможно живее ощущать присутствие Божие и теснее соединиться с Ним. Чистые сердца будущих Серафимов, Сергиев были источником этой неукротимой жажды.

Все мы знаем о подвигах юродивых ради Христа. Сколько нужно было иметь силы духа, чтобы понести такой подвиг, сколько смирения и самоуничижения! Некоторые юродивые несли свой подвиг 50, 60, 70 лет. И в течение такого огромного периода времени добровольно подвергать себя насмешкам, притворяться не имеющими ума, – для этого нужны были особые силы духа, и это величайшее смирение рождалось в глубине их чистых сердец.

Высочайший для человека образ чистоты сердца представляет Господь наш Иисус Христос. Апостол Петр говорит о Нем, что Он «не сделал никакого греха и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22). Пречистая Матерь Божия больше всех живших на земле приблизилась к совершенной чистоте сердца. Она по преимуществу является для нас образом и примером чистоты. К Ней Святая Церковь от лица верующих обращается с такой молитвой: «Чистое Божие жилище бывши, Чистая, с бесплотными молися, чисте совершити ми путь житейский...» (из канона архангелам и ангелам). Этим совершенным образцам душевной чистоты и подражали в меру своих сил святые люди.

Чистому сердцу Спасителем дана самая высокая награда, какую только может себе представить человеческая мысль и душа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Увидеть Сладчайшего Господа в будущей жизни лицом к лицу, поклониться Его пречистым стопам, и не однажды, а во все нескончаемые века, – разве это не самая высокая честь и наивысшее счастье для человека?!

Но еще на пути к этому вечному счастью чистому сердцу дано видеть Господа своего духовными очами и здесь, на земле. Из жизни святых угодников мы знаем нередкие случаи, когда во время молитвы святые преображались, от их лица и от всего их существа исходил яркий свет, которого не могли перенести те, кто их видел в такие минуты. В эти минуты святые своей душой пребывали в самом тесном общении с Господом, с Которым они в глубине своего духа беседовали и Которого своими духовными очами видели.

Над приобретением этой чистоты сердца каждому из нас, мои дорогие, надо трудиться всю жизнь, потому что нашим равнодушием к делу спасения, нашим, маловерием, нашей леностью, нашими грехами загрязняется сердце. Но разве жалко трудов и усилий для такой величайшей и священной цели – соединиться навеки со своим Господом? Конечно, нет!

Приобретается эта чистота сердца постоянною памятью о том, что Господь всегда присутствует около нас, все видит, все слышит, что совершается в нашем сердце, проникает до глубочайших изгибов души. Он Судия как наших душевных прегрешений, так и наших телесных беззаконий. Надо всю свою жизнь, как говорит свт. Иоанн Златоуст, сидеть у дверей своего сердца и беречь его от засорения тем, что лишает нас радости общения с Богом. Это постоянное наблюдение за сердцем – могучее средство для удержания его от греха. «Сын мой, – говорит нам слово Божие, – больше всего хранимого храни сердце твое» (Притч. 3:20–23).

Вот, что говорит нам один из опытных в духовной жизни древних подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое-либо насекомое не может прикоснуться к нему; когда же простынет, то садится на него; то же бывает и с человеком: пока он пребывает в духовном трезвении, пока он следит за своим сердцем, – невидимый враг не может поразить его» (преподобный Пимен Великий). Сердце очищается молитвой, непременной каждодневной молитвой. Наша молитва согревает сердце, возбуждает в нем благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освещающую сердце.

Святая Церковь учит нас очищать сердце такою теплой молитвой, когда повелевает нам взывать к Спасителю: «Слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающие...» (последование ко Святому причащению). Греховная скверна омывается слезами покаяния, такого покаяния, когда согрешившему сердцу и стыдно того, что оно совершило, и больно терять общение со своим Господом, и страшно умереть с нераскаянным грехом. Все, плакавшие о грехах своих, по опыту знают, что после таких слез наступает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: умными очами человек видит Бога, очищающего беззакония его и несказанно его милующего.

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19), – говорит пророк и псалмопевец Давид, всю свою жизнь после грехопадения трудившийся над очищением своего сердца. Одним из могущественных средств хранить свое сердце в нравственной чистоте должна быть для истинного христианина надежда на великую награду видеть Бога. Этому же очищению сердца от греховной грязи содействует жизнь по заповедям Божиим: чем больше сердце христианина заполняется смирением, милосердием, неосуждением, терпением, тем меньше в этом сердце остается места для гордости, жестокости и уныния.

Этой же цели служат и скорби, посылаемые Божественным Провидением человеку: они сжигают терния страстей, врачуют греховные болезни. Как говорил приснопамятный митрополит Московский Филарет, «скорби уничтожают в сердце следы греховного услаждения, исторгают глубоко проникшие тонкие корни греха». Пусть же воодушевляют нас, мои дорогие, на труды во имя очищения своего сердца и спасения своей души призывы Господа нашего Спасителя, уроки святых отцов и учителей Церкви и все святые угодники Божии, сияющие своей духовной красотой и чистотой в веках славы!

Псалмопевец Давид учит нас, что чистоту сердца мы приобретаем не только трудами, но и молитвой об этом. И пусть эта молитва пророка Божия: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» будет на наших устах и в нашем сердце, когда мы совершаем свое домашнее молитвенное правило и когда мы стоим на молитве в нашем святом храме.

Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд-во МП РПЦ. № 1, 1949. – С. 8-12.


26 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.