Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Захарии (Шкурихина) в среду 1-й седмицы Великого поста

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Захарии (Шкурихина) в среду 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В одной из стихир первой седмицы Великого поста мы с вами слышим слова: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…» (стихира на стиховне в понедельник 1-й седмицы Великого поста). Святой Марк Подвижник говорит, что исполнением заповеди называется то, когда мы исполняем повеленное, а добродетелью – когда сделанное поистине угодно Богу (Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Слово первое. О законе духовном, гл. 194).

Что же делать нам, чтобы исполнение заповеди о посте было, действительно, угодным Богу, чтобы нам не прогневать Господа, не печалить Его своим поведением или неисполнением этой заповеди? Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Исаию говорит, научая народ иудейский: «К чему Мне множество жертв ваших? ... новомесячий … и праздники ваши ненавидит душа Моя…» (Ис. 1, 11–13). Итак, первое, что мы должны усвоить для себя, это то, что сам по себе наш пост не нужен Богу, – об этом говорится в Писании: «Бог … не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся» (Деян. 17, 14-15). Богом мы живем, движемся и существуем. Через Псалмопевца Давида также говорит Господь: «… ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Разве ем Я мясо тельцов? Или кровь козлов пью?..» (Пс. 49, 12-13). Да, действительно, человек ничего не может принести Богу, потому что всё, что есть на земле, сотворено Богом и всё, что может делать сам человек, он делает это только благодаря помощи и силе Божией. Поэтому возглас на Евхаристическом каноне «Твоя от Твоих, Тебе приносяще…» как раз говорит о сущности нашей жизни: если мы и можем что-то принести Богу, то это только то, что Он создал и дал нам.

При исполнении заповеди поста нужно быть смиренного мнения о себе: мы это делаем, прежде всего, для себя – пост нужен нам. Каждый из своего опыта знает, что при посте легче молиться, легче сосредоточиться на молитве. Не зря наш народ в свое время говорил: «Сытое брюхо к молитве глухо». Преподобный Серафим Саровский не только во время поста, но и во всякое другое время так определял меру пищи: есть нужно ровно столько, чтобы после еды хотелось молиться. Поэтому воздержание в пище помогает нашей молитве. Ну и, конечно же, необходимо иметь и другое воздержание, о котором говорится в стихире: «…истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне в понедельник 1-й седмицы Великого поста). Нужно воздерживаться даже от худого слова, как сказано было еще в Ветхом Завете: «…уклонися от зла и сотвори благо…» (Пс. 33, 14).

В наше время человек очень перегружен различной информацией, в большинстве своем суетной, ненужной и греховной. Поэтому, чтобы пост был правильным, нужно или дозировать ее, или вообще отказаться. В былые времена в верующих семьях на период поста телевизор покрывали салфеткой, чтобы вообще не видеть и не слышать его. Сейчас это сложно сделать среди обилия средств массовой информации, интернета и прочего. Необходимо, по крайней мере, оставить самое главное, без чего не обойтись. Молодежь, например, решила отказаться в пост от просмотра православных сайтов, новостей, и у нее появилось, таким образом, много свободного времени, которое можно употребить на пользу души. Практически в каждой семье есть дети – какой же пост для них? Для них, в первую очередь, необходимо воздержание от сладостей, конфет, шоколада и прочего, просмотра мультфильмов. Родителям нужно больше времени уделять самим детям. Хорошо рассказывать им что-либо из Священной библейской истории. И вот это внимание к себе, смиренное сознание того, что мы весьма далеки от того, как постились наши предки, как положено поститься по уставу Церкви – сухоядение, полное неядение с понедельника по пятницу, кроме хлеба, воды и соли, – всё это должно приводить нас к сознанию того, что мы далеки от того, какими должны быть. Только тогда наш пост при наличии смирения, воздержания языка, очей будет благоприятным Богу. Аминь.


Слушать проповедь (mp 3):


По окончании Литургии Преждеосвященных Даров

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 21 февраля 2018 г.


13 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...