О совести. Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Великий пост

О совести. Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Великий пост

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Господь создал человека с бессмертной душой. Признаки бессмертия — свобода воли, разум, дар слова и совесть. Как говорит авва Дорофей, «Бог всеял в человека нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое», и который называется совестью.

Совесть — это естественный закон, это чувство духа человеческого, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро и зло, нежели ум. Труднее обольстить совесть, чем ум. И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивой волей, долго борется совесть.

Подобно тому как существуют законы природы, существуют и законы духовные. Но, в отличие от природных, духовные законы человек может изменить, если послушает голоса своей совести. Например, есть евангельский закон: «все взявшие меч, мечом погибнут» [1].

Если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня «бьет мечом» собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

Вот случай из моего жизненного опыта. Раньше в Лавре наш духовник отец Кирилл (Павлов) принимал богомольцев в конце Трапезного храма, где сейчас просфорня. Однажды в ноябре, когда уже шел дождь, там целый день, у проходной, стоял один человек. Стоял снаружи, почти под открытым небом, только чуть под козырьком, чтобы не мокнуть.

Ко мне подошел благочинный и сказал: «Подойди к нему и спроси, что ему нужно». Я подошел к нему, завел его на проходную и спросил, что его так тревожит. Он заплакал, упал на колени и сказал: «Я застрелил двух человек, одного в кабинете, а другого в парке. И теперь мне нет житья». Он так и сказал: «Мне нет житья». Страшное преступление, в советское время неслыханное, очень редкое и из ряда вон выходящее. И никто не знал об этом преступлении. Но в глазах у этого человека постоянно стояли его жертвы, и совесть не давала ему покоя. Ночь — скорее бы день, день — скорее бы ночь.

Он меня спросил: «Есть ли мне покаяние?» Я ответил: «Есть». Прочитал над ним разрешительную молитву и сказал: «Заяви о себе в органы. Тебе смягчат наказание за добровольное признание, и потом подвигом ты заработаешь покаяние». Я предложил ему прийти ко мне на следующий день, чтобы дать ему Евангелие и молитвослов, но он уже не пришел, видно, боялся... Где он теперь? Не знаю...

Вот, дорогие братья и сестры, из этого примера мы видим, что если у человека нет страха Божия, то он может легко попрать свою совесть, и тогда готов пойти на любое преступление. Но совсем заглушить совесть ему все равно не удастся. Совесть обязательно напомнит о себе, она будет обличать человека и на мытарствах, и на Страшном суде, если человек не покается.

Если же человек не виноват и совесть у него спокойна, то, даже когда другие люди его огорчают, он получает большое утешение от Бога и ощущает внутреннюю тишину и мир. Человек, поступающий по совести, искренен, не считается с собой, обладает смирением. Все это делается явным и для других, потому что он имеет внутреннее общение с другими людьми и понимает их. Бывает, что люди совестливые добровольно терпят лишения из-за уступок, которые они делают другим людям по любви к ним или из-за их лукавства. Сами же они никогда не стремятся найти справедливости в этой временной жизни. Поэтому они и живут в мире со своей совестью, получая для этого помощь от Бога. А в жизни будущего века они имеют великое воздаяние. Поэтому, братья и сестры, пока еще есть время и даны нам все условия, будем стараться хранить свою совесть. Будем сразу каяться в том, в чем она нас обличает, чтобы, когда Господь позовет нас, дать Ему добрый ответ на мытарствах и на Страшном суде. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечание

[1] Мф. 26, 52.


11 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...