Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю Всех святых




Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний праздник говорит нам о том, что священный огонь должен быть всегда в наших душах. Почему же наши души, осиянные Духом Святым, не веют в поднебесье? Почему наша жизнь влачится только на земле? Почему люди потеряли Божественный огонь сейчас, не горячи и не холодны [1], равнодушны, беспечны к своему спасению? Сегодняшний праздник отвечает нам на эти вопросы и шлет нам укор. В нас погас огонь веры, закрыты двери, души влачатся по земле. Мы — в какой-то степени — материалисты. Нам нужны факты. Так вот, ликующая Церковь святых — разве это не факт, укоряющий нас? Сегодня праздник всех рожденных от Пятидесятницы. Праздник не только прославленных святых затворников, блаженных, святителей. Сегодня праздник всех сынов Пятидесятницы, всех известных и неизвестных новомучеников и всех наших усопших. Святой апостол Павел в своем послании сегодня говорит нам о ветхозаветных праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, хотя у них была вера во что-то туманное, чего они не видели. Несмотря на это, вера их была так сильна, что они ради нее были побиваемы камнями, скитались, терпели недостатки и скорби. Те, кого весь мир был недостоин, скитались по пещерам и горам. Вот какие были эти души! Почему же наши души хилые, унылые, холодные, почему же мы не на небесах?

Святой апостол Павел в своем послании говорит, какой должна быть жизнь, объятая огнем, которого не осязаем: «Встань, спящий, и воскресни, и осветит тебя Христос» [2].

В сегодняшнем спасительном чтении указывается, что мы мертвые духовно, потому что связаны грехом. Это 一 сила разрушительная, это — наша смерть. Грех нас обескрыливает, обессиливает и мешает идти по пути спасительному. Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся сбросить с себя это бремя греховное, как боец на арене, который бежит, чтобы получить приз, а если падает, то снова встает и бежит. Так и мы, если уж вышли на спасительную борьбу, так будем стремиться к цели изо всех сил, зная, что наша брань не против плоти и крови, но против духов поднебесных. Единственное условие, которое должен при этом каждый помнить: все мы дети Пятидесятницы, все мы призываемся прикоснуться к Божественному огню, чтобы освятить и оживотворить свою душу и войти в собор праведников — всех святых. Жившие среди нас, они были не от мира сего, жили не по духу мира среди молвы и попечений житейских, соделали душу и сердце свои чистой и святой обителью Духа Святого. Для этого именно и празднует торжественно Святая Церковь память Всех святых, чтобы мы подражали вере и жизни их на земле, усвоив их святые обычаи и нравы, их образ мыслей и чувств, все их дела и поступки, их непреклонную твердость в исполнении заповедей Божиих, их святую ревность к охранению и очищению себя от всякой скверны плоти и духа слезами покаяния и умиления, молитвенными подвигами и трудами.

Через некоторое время и мы явимся среди святых, отшедших от нас отцов и праотцов наших. Как показаться нам тогда перед лицом праведников, если окажемся по жизни и делам недостойными их святого сообщества? Они скажут в обличение нам: «Разве и мы не были подобострастными вам людьми? Разве и мы не подвергались многообразным соблазнам и искушениям? Разве и вам не подана была благодать Божия и все божественные силы к жизни и благочестию? От кого из вас закрыто было слово Божие, могущее умудрить каждого во спасение?» Так обличат и посрамят нашу леность и наше небрежение в отношении вечной участи души своей, и сделаемся безответными перед судом правды Божией. Пока находимся на спасительном жизненном пути, будем уподобляться им благочестивой и благоговейной жизнью в страхе Божием. При воспоминании о святых Божиих да ободрится дух наш и устремимся вослед их по силам нашим.

Все святые имели такую же немощную плоть, как и мы, теми же окружены были искушениями, как и мы; но все это препобедили силой доброй воли, но больше — силой благодати Божией. В светлом сонме святых мы видим угодников Божиих во всяком звании и состоянии, во всяком возрасте, в мужском и женском поле. Есть спасшиеся в трудных подвигах апостольства, мученичества, пустынничества, но есть и те, кто угодил Богу, будучи среди мира, в семейной жизни, за обычными житейскими занятиями. Есть в сонме святых такие, которые были прежде великими грешниками, но и они спаслись и угодили Богу верой, покаянием и долготерпением.
Каждый из нас да изберет себе из лика святых образец для подражания по своему состоянию и званию, по своему полу и возрасту и, идя верно вслед его, угодит Богу, и обретет спасение в Царстве Небесном, которое да сподобит получить нам Своим человеколюбием и благодатью Господь наш Иисус Христос по молитвам Его святых. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] См. Откр. 3, 15-16.
[2] Еф. 5, 14.



23 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...