Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) на Преполовение Пятидесятницы

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) на Преполовение Пятидесятницы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Христос воскресе!

Кто жаждет, иди ко Мне и пей!

Дорогие братия и сестры! Не о телесной жажде говорит Христос и не о чувственной воде. Нет. Он говорит о жажде душ наших и о благодати Святого Духа, Которого имели принять верующие в Него. Итак, кроме телесной жажды, в нас есть и жажда духовная, и насколько для тела необходимы пища, питие, воздух, настолько, и даже во много раз больше, для души необходима благодать Господня, которая одна служит для нее и пищей, и питием, и воздухом, которая заменяет все жизненные стихии. Как утолять телесную жажду, все мы знаем. Но как утолять жажду нашей души, как напоять душу водами Святого Духа, едва ли мы все знаем. Сегодня наша мать Святая Церковь научает нас этому, и каждый из нас взывает с ней ко Господу: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами».

С того времени, как мы родились, водой и Духом Святым в таинстве крещения и миропомазания облеклись во Христа и получили право именовать Бога своим Отцом, самым удобным и общедоступным средством для утоления нашей духовной жажды прежде всего является молитва к Отцу Небесному. «Если вы, будучи злы, — сказал Спаситель, — умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отеи, Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Просите — только с верою в силу заслуг Христа — и дано будет вам. Если в чем и может отказать вам Отец Небесный, но в благодати Духа Святого, необходимой для нашего вечного спасения, не откажет никогда. Каждый день мы утоляем жажду тела, и не раз, а несколько раз, но постоянно мы можем и должны утолять жажду души нашей через усердную молитву к Богу о ниспослании нам даров благодати.

Другим и тоже очень важным средством для той же цели служит чтение слова Божия. Священные книги написаны людьми святыми — пророками и апостолами, написаны по вдохновению Духа Святого.

Потому самые глаголы, изложенные в этих книгах, суть дух и жизнь. Читая их с живой верой, усваивая их, мы естественно исполняемся Духом Святым, освежаемся веянием Его благодати. Если всяким словом, исходящим из уст Божиих, по свидетельству Спасителя, жив будет человек, то тем более бесчисленное множество глаголов Божиих, соединенных для нас в божественном откровении, в состоянии и напитать, и напоить, и оживотворить наши души. Читать Священное Писание для утоления нашей духовной жажды мы можем так же часто и ежедневно, как и молиться Богу.

Но важнейшим средством утоления потребностей всего нашего существа является приобщение святых тайн тела и крови Христовых. «Идущий Мою плоть, — сказал Господь, — и пиющцй Мою кровь имеет жизнь вечную… ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие». Этим средством для напоения себя водами благочестия мы не можем пользоваться постоянно, как молитвой и чтением слова Божия, потому как таинство евхаристии требует с нашей стороны достойного, предварительного приготовления. Но мы должны заботиться о том, чтобы как можно чаще приготовлять себя к святейшему таинству и напояться через него струями небесной жизни.

Наконец, нашу духовную жажду мы можем утолять и вкушением воды естественной, но освященной посредством священнодействия Церкви, какое совершается и ныне. Вся Церковь будет молиться Отцу Небесному, чтобы Он освятил естество наитием Святого Духа. Вода действительно освятится благодатью. И кто будет пить с верой освященную воду, тот, утоляя свою телесную жажду, невидимо будет напоять вместе с тем и свою душу благодатью Святого Духа.

Таким образом, дорогие братия и сестры, пусть никто не жалуется, что у нас мало средств для утоления нашей духовной жажды или что они для нас малодоступны: почти всеми ими мы можем пользоваться постоянно. Только будем помнить, что с нашей стороны всегда необходимо одно существенное условие — живая вера. Молимся ли мы Отцу Небесному о даровании Святого Духа, читаем ли слово Божие, приступаем ли к причащению святых Христовых тайн, пьем освященную воду, мы непременно должны быть верующими: только вера и чистая жизнь отверзает нашу душу для приятия благодати Святого Духа, а без веры душа остается как бы заключенной, закрытой. В этом-то смысле и сказал Спаситель: «Верующий в Меня не будет жаждать никогда». Аминь.



13 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.