Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры иером. Филиппа (Неседова) в день памяти свт. Филарета, митр. Московского (2014 г.)

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Филиппа (Неседова) в день памяти святителя Филарета Московского


Во имя отца, и Сына, и Святого Духа! 

Сегодня, братья и сестры, святая православная Церковь празднует память великого святого и великого богослова Святителя Филарета, митрополита Московского и всея России Чудотворца. Этот святой родился в 1782 году, в самом конце восемнадцатого века. Жизнь и служение его пришлись на всю первую половину 19 века. Скончался он в 1867 году. В год его смерти, незадолго до его кончины праздновалось торжественное пятидесятилетие его архиерейской хиротонии. Он служил в Церкви в сане епископа пятьдесят лет. На Московской кафедре он пробыл несколько меньше, сорок с небольшим лет.

Святитель Филарет Московский.jpg

Святитель Филарет Московский

За время своего служения, большая часть которого прошло в сане митрополита Московского, он оказал огромное влияние на самые разные стороны российской жизни того времени: церковной, государственной и светской. Если мы будем говорить о его церковном служении, то кроме того, что он возглавлял московскую кафедру, вторую в то время после столичной кафедры в Санкт-Петербурге, необходимо, прежде всего, отметить его богословский дар, который проявлялся в его замечательных словах, проповедях и высказываниях, в которых он обращался к своим современникам, в том, как мудро он управлял своею кафедрою и епархию, сочетая те принципы, которые заложены в каноническом устройстве православной церкви, и справедливо и милостиво относясь к тем, кто находился под его попечением. Если мы обратимся к государственной жизни России того времени, то необходимо сказать, что его архипастырское служение протекало при жизни в основном двух императоров Николая I и Александра II. Интересно то, что хотя возникали и между ними некоторые разногласия, трения и сложные ситуации, но при всем при этом он пользовался огромным уважением обоих российских императоров, которые лично часто с ним советовались и брали у него благословение на те или иные свои дела.

Необходимо заметить, что жизнь Святителя Филарета была очень тесно связана с нашей Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, которую он очень любил. Он был постриженником Лавры. Постригался здесь в Трапезном храме. Вначале своего служения он, разумеется, не мечтал ни о каких высоких карьерных постах. Его единственным и искренним желанием было остаться здесь в Лавре гробовым монахом, стоять служить молебны у мощей преподобного Сергия. Однако Господь ссудил иначе. И его блестящие способности, которые проявлялись уже во время учения здесь в семинарии, конечно же, были замечены. Вскоре после его пострига, когда в Петербурге должна была происходить реформа духовных школ, и туда собирали лучшие богословские кадры, он также был вызван в Петербург, где проявил себя как блестящий богослов, и затем, уже благодаря своим дарованиям, был поставлен на архиерейское и общественное служение.

Духовником Святителя Филарета был наместник нашей Лавры архимандрит Антоний (Медведев), мощи которого сейчас находятся в Духовском храме. История этих двух замечательных церковных деятелей 19 века очень поучительна. Поучительна и по той премудрости, которая изливается из уст обоих священнослужителей, и по тому смирению и послушанию, которое они оба имели друг ко другу. Святитель Филарет к архимандриту Антонию, как его духовное чадо, а архимандрит Антоний к нему как верный послушник, который возглавлял вверенную ему Лавру.

Широко известен интересный случай о том, что такое церковное послушание и что такое действительно полагать ради Христа, ради православной веры свою душу, даже до смерти.


Святитель Филарет Московский

Однажды, во времена царствования Николая I, он велел построить триумфальную арку в Москве в честь победы над Наполеоном. Сам митрополит Филарет закладывал камень и служил молебен на начало строительства этой арки. Когда же арка была построена, император велел, чтобы митрополит ее освятил. Может не всякому из вас известно, что в синодальный период, начиная с Петра I, когда в России было упразднено Патриаршество, фактическим главой православной Церкви являлся сам император. Это, конечно, было нарушение канонического устоя Церкви, но это было. Если император говорил или приказывал митрополиту освятить арку, то в данном случае это был приказ, исходящий не просто от главы российского государства, но еще и от фактической главы русской церкви в то время. Когда арка была построена, она была украшена по культурным традициям того времени, статуями языческих богов. Как известно, европейская культура очень тесно и преемственно связана с античной культурой. Поэтому ни в Европе, а затем и ни в России не считалось никогда зазорным с мирской точки зрения использовать как символическое украшения, либо как отражение каких-то жизненных реальностей вот эти статуи. Но для церковнослужителя, для митрополита освящать такую арку, оказалось противным его христианской совести. Это кажется действительно чем-то несообразным, если посмотреть на этот исторический факт с церковной точки зрения, чтобы православный иерарх освящал и кропил святой водой статуи языческих богов. У митрополита Филарета было большое смущение. Он не знал, как поступить. Потому что с одной стороны это приказ императора, с другой стороны его личная совесть. Он советовался со своим духовным отцом архимандритом Антонием и тот ему благословил не освящать. И когда митрополит Филарет сказал: «Будут же скорби», он ему ответил: «Ну потерпите». И вот митрополит принял эти слова за послушание и отказался от освящения. Дальше история и события разворачивались таким образом, что сам император, узнав, что митрополит отказался, также решил не ехать на это освящение. Затем он, правда, в шутку сказал: «Я же не Петр Великий, а митрополит Филарет не Святитель Митрофан». Такие же все время трения возникали между императором Петром и между Святителем Митрофаном Воронежским. Этим он хотел показать, что сейчас другие времени, что нравы смягчились, что никакой за это кары не будет. Однако же все равно в данном случае митрополит Филарет проявил исповедничество за веру Христову.

Также необходимо отметить и то, что дар Благодати Святаго Духа, который был дан митрополиту Филарету во время его церковного служения и который он умножил своими трудами и подвигами, проявлялся уже при его жизни. Известен не один случай чудотворений, которые происходили по его молитвам. или даже так, что люди, он являлся некоторым людям, которые даже сами не знали кто это такой. Лишь потом они узнавали, что их спасителем являлся митрополит Филарет.

Затем, после своей смерти, он был похоронен здесь у нас в Лавре за Духовским храмом, где находилась его могила вплоть до времени его прославления в 1994 году. Затем его мощи почивали в Лавре. А уже после 2000-го года были перенесены в храм Христа Спасителя, где и находятся сейчас, потому что он Московский Святитель и ему по праву должно находиться там.

Многие люди отмечают, что при молитве к Святителю Филарету они испытывают особую защиту и благодатную помощь Божию. Вся его жизнь, его дарования и чудеса, которые проявляются и после его смерти показывают нам, что он действительно явился тем светильником, о котором мы сегодня слышали в чтении Святаго Евангелия: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». (Мф. гл. 5, 15). Поэтому сегодня, совершая службу в память Святителя Филарета, давайте помолимся, чтобы он своими святыми молитвами даровал и нашей Державе, и нашей Церкви, и каждому из нас помощь Божию и спасение. 

Аминь.


Источник: STSL.Ru
2 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...