Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Захарии после акафиста Божией Матери в седмицу 26-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Еще раз сподобил нас Господь в этом древнем святом храме вознести хвалебное благодарственное пение Царице Небесной. Мы прославляли ее : «Радуйся, прелести пещь угасившая, Радуйся, прелести державу поправшая: радуйся, идольскую лесть обличившая». Что означают эти слова? Прелесть происходит от слова лесть, прельщение обман, то есть когда человек или злой дух сам или через кого-то из своих слуг старается коварно внушить человеку, пользуясь какими-то его душевными и телесными дарованиями, естественными или мнимыми, его стремлениями или телесными потребностями какие-то свои коварные и хитрые мысли, чтобы человек поверил ему. Когда это происходит, и человек верит дьяволу, то он думает, что сам так мыслит, и что действительно так все и есть. Он впадает страшное и жалкое состояние прелести. Таким образом дьявол обольстил и прельстил Еву, а затем Каина наставил против Авеля и научил его убить своего брата.

Владимирская икона Божией Матери..........jpg

Владимирская икона Божией Матери. Ризница

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Пользуясь этим коварным и хитрым оружием лести, он погубил не только много отдельных людей, но и целые народы. Своим дьявольским обольщением привел к погибели род человеческий. А пользовался он тем, что есть в душе человека. Например, Господь создал человека со стремлением к своему Творцу, с исканием Его. Об этом хорошо сказал Блаженный Августин: «Ты Боже создал нас со стремлением к Тебе. Беспокойное сердце наше, пока не успокоится в тебе». Или как пел псалмопевец Давид: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41,2). Но дьявол, коварно пользуясь этим стремлением человека к Богу, настолько извратил понятия человеческие о Боге, что, как пишет апостол Павел, люди, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… (1Рим. гл.1, 22-24.) То есть стали служить твари вместо Творца: боготворили животных, пресмыкающихся, гадов, птиц, светила небесные, земные стихии. Что только не боготворил человек. Действительно, это была страшная дьявольская печь, в которой сгорали миллионы людей, потому что шли в адское пламя. Это была очень крепкая, целая держава прелести. Когда появилась на свет Матерь Божия от благочестивых родителей, стало возможным воплощение Сына Божия – Иисуса Христа. Была открыта тайна Святой Троицы, что Бог есть Бог Отец, Бог Сын Бог Дух Святый. Тем самым эта держава прелести была разрушена, идольская лесть обличена, и печь угашена. Но дьявол не успокоился на этом, и со своим коварным оружием лести стал приступать к тем христианам, кто жаждал и стремился к своему спасению.

Сколько мы знаем из истории Церкви людей благочестивых и святой жизни, которые по доверию внушению дьявола пали в это жалкое страшное состояние прелести. Одни из них лишились рассудка, другие даже совершили суицид и наложили на себя руки.

Но не только одних монахов подвижников искушает дьявол. Например, Святитель Никита Новгородский был прельщен дьяволом. Только старцы Киево-Печерской Лавры смогли отмолить его. Простых людей, плоть носящих и в мире живущих, тем же образом искушает сатана. Что же делать, чтобы не попасть в это жалкое состояние прелести? Прежде всего, ни в коем случае нельзя верить и доверять себе. Как говорит преподобный авва Исаия: «Я не знаю иного падения монаха, как только, как он поверил себе». Поэтому никогда не нужно думать, что то, как я живу это хорошо и правильно, что я ни в чем не ошибаюсь, что все меня любят, и я почти святой. Это очень страшное и горестное состояние. Кто считает, что он никогда не попадет в прелесть, поступает крайне невежественно и опасно. Преподобный Паисий Величковский говорит: «Считать себя свободным от прелести есть величайшая прелесть».

И поэтому, чтобы не впасть в это жалкое состояние, и не стать посмешищем для демонов и людей, надо стараться на все свои серьезные дела, духовные труды брать благословение у своего духовника, по крайней мере, совет на исповеди у священника. Все доброе, что мы делаем, нужно стараться делать с молитвой и перед началом дела и по его окончании. Искренне считать, что все, что мы сделали это не наше, а Божие. Как хорошо сказано в псалме: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». (Пс. 113, 9). На все свои душевные и телесные дарования и способности смотреть как на Божие дарование. Апостол Петр пишет: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». (1Пет. 4, 10)

Одни мины и таланты даны каждому одинаково, другие каждому по силе своей. Все даны от одного Творца. Нужно стараться учиться смиренно мыслить о себе. И когда люди или дьявол влагает в наши уши какие-то похвальные мысли и слова о том, какие мы хорошие, благочестивые и прочее, то в это время вспомните о своих грехах, о своих падениях, как их много было, и что мы никто и ничто. Или прочитайте про себя слова шестьдесят девятого псалма: «Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже». (Пс.69, 3). Нужно, конечно, просить своего ангела хранителя, который неотступно следует за нами, чтобы научил нас смиренно мыслить о себе и сохранил нас от лести и прелести вражией, и Матерь Божию, чтобы она прелести пещь угасившая, прелести державу поправшая, сохранила и нас от этого страшного состояния прелести. Аминь. 



1 Апреля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...