Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 2-ю Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Прощаются тебе грехи твои [1].

Дорогие братия и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении Святая Церковь, назидая нас чудом исцеления капернаумского расслабленного, призывает молиться друг за друга, ходатайствовать перед Богом друг за друга.

Расслабленный был лишен возможности движения (был парализован), и об исцелении его стали заботиться другие. Движимые верой, что Христос, исцеляя всех, исцелит и этого расслабленного, они положили его на носилки и принесли к дому, где вел беседу Христос. Дом был окружен плотным кольцом жаждущих слушать Учителя. Не ожидая конца беседы, носильщики стали действовать решительно: поднялись на крышу, разобрали ее и спустили носилки с расслабленным к ногам Спасителя. Сердцеведец Христос увидел причину столь неожиданных и решительных действии в вере тех, кто принес расслабленного, и ради нее совершил чудо, сказав больному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». И затем, отвечая на тайные и злобные мысли своих врагов, добавил: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твои» [2].

rasslablenny (1).gif

Братия и сестры! Расслабленный был исцелен по вере принесших его. Иисус Христос сначала исцеляет душу его от грехов, а потом уже и тело от болезни. Что означает такой способ врачевания? Означает то, что постигающие нас болезни являются следствиями наших грехов и что невозможно совершенно избавиться от болезней, не очистившись прежде от грехов. Отсюда ясно, что между грехами и болезнями существует самая тесная связь. Когда не будет греха, тогда не будет болезней и смерти. Потому-то в будущем веке нет болезней. «И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет», — свидетельствует тайновидец святой Иоанн Богослов в божественном Откровении [3]. Часто за грехи человеческие Бог посылает болезни, например предает сатане во измождение плоти [4], как это было с упоминаемым в послании апостола Павла к Коринфянам кровосмесником, или подвергает другим различным болезням. В этом случае болезни являются делом благости Господа, Который не хочет вечной смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был [5]. Люди крайне прельщаются временной сладостью греха и погибают, но Господь по Своей благости не хочет вечной нашей погибели, а хочет сделать всех участниками вечного блаженства. Но как это осуществить, когда человек не желает и внимания обращать на будущее блаженство или вечные муки? Он чувствует в себе полноту сил и думает, что надо здесь жить, как хочется, пока живется. Как заставить его подумать о Боге, о жизни вечной, для которой он создан; как заставить его прибегнуть к вере и добродетели, так чтобы они стали жизнью его сердца? Болезни и страдания — самое лучшее средство. Человек одумывается при этом посещении Божием, входит в самого себя, видит, что все земное — прах и суета, что только Бог и добрые дела вечны, что человеку необходимо в этой жизни служить Богу духом и истиной и запасаться добрыми делами для жизни вечной. И если мы хотим освободиться от болезней, то надо прежде уничтожить их внутреннюю причину — грехи, покаяться, исправиться, тогда и внешнее несчастье пройдет само собой.

Господь удалил причину расслабления (грехи простил), и тем самым восстановились силы больного: из расслабленного он сразу же превратился в здорового, обрел в себе силы, чтобы двигаться и жить нормальной человеческой жизнью.

Только Господь имеет власть прощать грехи человеку и тем самым чудесно восстанавливает его силы. По Своей неизреченной любви к роду человеческому, эту власть прощать грехи Он передал апостолам и их преемникам, сказав им: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» [6].

Братия и сестры! Священник, духовник ваш, к которому вы идете на исповедь, именем Бога прощает вам согрешения ваши, если вы преисполнитесь верой в Господа, в Его чудотворную силу и если искренно раскаетесь и исповедуетесь в своих грехах.

Когда Христос Спаситель проповедовал на земле в окружении народа, то сила Божия непосредственно исходила от Него на окружающих. И они, чувствуя эту силу, спешили прикоснуться «к краю ризы Его» и исцелялись от одного лишь прикосновения. Так, двенадцать лет страдавшая кровотечением женщина тайно прикоснулась к одежде Христа, веря, что будет исцелена. И действительно исцелилась от болезни своей [7]. На этом примере мы видим, что вера, чуждая сомнений и колебаний во всемогущую силу Господа, — чудодейственна. И хотя Христос по воскресении вознесся на небо, но, по слову Его, Он всегда с нами Своей чудодейственной силой и помощью, особенно обильно даруемой в таинствах исповеди и причащения. «Я с вами, — сказал Спаситель, — во все дни до скончания века» [8].

Дорогие братия и сестры! Когда мы молимся святым угодникам Божиим, то они возносят наши молитвы к Богу. Матерь Божия постоянно пребывает с нами. Она собирает наши молитвы, все наши вздохи и печали, которые изливает наша душа в молитвах, особенно в храме, вознося их к Сыну, посылая нам «нечаянную радость». Она избавляет от скорби и «утоляет наши печали». Матерь Божия собирает не только молитвы наши, но и все покаянные и сердечные слезы, и ни одна из них не пропадет бесследно пред Богом.

Как вы видите, евангельский расслабленный был исцелен по вере, молитве, содействию других людей. Это указывает, что и нам следует прибегать в молитвах к Господу и Матери Божией не только тогда, когда мы сами молимся за себя, но и когда молимся друг за друга. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться», — взывает святой апостол Иаков [9]. А святой апостол Павел просил верующих молиться за апостолов [10]. «Пролейте, братия, слезы свои о мне, ваша молитва, — говорил преподобный Ефрем Сирин своим слушателям, — да будет для меня ходатайством на суде» [11]. Особенно полна и обильна своим духовным содержанием молитва, совершаемая в храме. Сила церковной молитвы ясна для сердца христианина: «Если моя молитва и рассеянна, и редка, и немощна, то молитва братьев моих восполнит ее». Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» [12]. Поэтому христиане просят и святых и друг друга помолиться за них. «Должно молиться, — учит святитель Василий Великий, — друг о друге и о предстоятелях слова истины» [13]. Таким образом, если апостол и святые нуждались в молитве о них, то тем более нуждаемся в этом мы. Господу Богу и Царице Небесной особенно близка и угодна молитва матери о чадах своих. Дети не всегда слушают своих родителей и особенно мать, зато Матерь Божия всегда слышит ее скорбные молитвы о чадах своих. Недаром говорится, что «молитва матери со дна моря поднимает», — так она сильна пред Богом и Матерью Божией.

Молиться надо не только за родных и близких, но и за обидчиков и недругов своих. Спаситель так и заповедал. «Молитесь, — говорил Он, — за обижающих вас и гонящих вас» [14]. Молясь за них, мы смиряем себя, изживаем нанесенные нам обиды и призываем на недругов милость Божию. О молитве за других напоминает нам и сегодняшнее евангельское чтение.

Братия и сестры! В дни Великого поста и покаяния все мы, грешные, будучи от грехов своих расслабленными, духовно обессиленными, можем получить духовно-телесное оздоровление, укрепление, прибегая ко Господу в таинствах исповеди и святого причащения.

Святая Церковь, предлагая нам сегодня повествование о чуде исцеления расслабленного, зовет нас к очищению от греховной скверны, к укреплению наших духовно-телесных сил и к молитве друг за друга.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!.. И, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию» [15]. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 114-118. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мк. 2, 5.

[2]  Мк. 2, 11.

[3] Откр. 21, 4.

[4] 1 Кор. 5, 5. 

[5] Иез. 33, 11.

[6] Ин. 20, 23.

[7] Мк. 5, 28-29.

[8] Мф. 28, 20.

[9] Иак. 5, 16.

[10] См.: Кол. 4, 3.

[11] Соколов А.К. Жизнь и труды св. Ефрема Сирина. С. 49.

[12] Мф. 18, 20.

[13] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 3. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 363.

[14] Мф. 5, 44.

[15] Тропари, поемые на воскресной утрене по 50-м псалме, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели 5-й Великого поста.


STSL.Ru





24 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...