Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в третью неделю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в третью неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [1].

Дорогие братья и сестры! Сегодня от евангельских слов веет осо­бенной нежностью. На них сегодня яркий отпечаток любящей души Спасителя. С ласковой любовью Христос говорит о неописуемой красоте полевого цветка, о завидном просторе жизни небесных птиц, летающих в лазоревом океане: «Взгляните на птиц, небесных... Посмотрите на полевые лилии... говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» [2].

Речь Господа проста и понятна, ее можно кратко передать так: любовь Господа, заботливо опекающего мир, разлита по всей все­ленной. Не она ли движет крылья птиц? Не она ли украшает поле­вые цветы? Человек, неужели ты в глазах Божиих хуже бездушной твари? Отдайся же в руки Бога, ищи Божия Царства, и всю твою жизнь управит Сам Бог. Эти слова любви предлагаются всем нам.

Почему Церковь читает их сегодня? Для понимания надо вспом­нить, о чем читалось в Евангелиях первых двух воскресений после Пятидесятницы. Святая Церковь от имени Господа призывает всех идти за Христом и стать Его учениками [3].

С сегодняшнего воскресенья Церковь начинает раскрывать при­званным, каков этот путь к Богу. Она указывает, что на этом пути призванный должен прежде всего целиком отдать себя Богу, вру­чить Ему душу и тело; всю свою жизнь, без остатка, отдать мудрому и любящему Богу. Столь значителен смысл услышанных слов Хрис­та. Отдайтесь Богу, отдайтесь Его промыслительному попечению! Но почему требуется безраздельная самоотдача Богу? Почему не­обходимо принятие Его промысла?

Божественный промысл — это непрерывное и вездесущее Божие попечение о мире, которым Бог направляет как отдельную жизнь, так и всю вселенную к конечной цели существования — оправданию жизни и ее влитию в бессмертную вечность. Над жизнью и одного человека царит премудрая и благая воля Божия. Из этого видно, что нашей задачей будет понять волю Божию и согласовать свою волю с Божией, как замечательно учит нас святитель Иоанн, митро­полит Тобольский, в своем «Илиотропионе». Надо понять Божию волю и согласоваться с ней, чтобы не мешать Богу творить благое дело жизни. Для достижения этого есть только один правильный путь — отказаться совсем от себя, от своей самочинной и греховной воли и полностью подчинить свою жизнь Божественному промыслу и руководству. Но Господь знает, как трудно человеку перестать за­ботиться о себе и во всей жизни положиться на волю Божию, и по­тому Он снова, простыми словами, убеждает человека отдаться Ему без боязни за свою судьбу. Предвидя человеческую боязливость, Господь устраняет ее двумя доводами.

Первое. Господь говорит о предпочтительности перед Его гла­зами души человеческой всему остальному. И если Господь обеща­ет спасение души, то как может человек колебаться — спасти ли душу или обосновать земное благополучие? «Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» [4] — спрашивает с мягким упреком Гос­подь. Неужели человек пренебрежет поэтому душою ради большей надежности куска хлеба?

Второе. Отец Небесный, знающий, что вы имеете нужду в зем­ном, даст вам все потребное земное и обеспечит им лучше вас са­мих. Заботится же Господь о подаче всего необходимого всем тварям земным. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» [5]. И они не умирают с голоду.

Попечение Божие о нас видно из простого примера. Сколько усилий прилагает человек, чтобы красивее обставить свою жизнь и себя самого. Сколько трактатов написано о красоте, сколько гени­ев создавало, творило красоту? И все же простой полевой цветок — создание Божие — не прекраснее ли всего человеческого искусства? «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» [6]. И опять звучит тот же вывод: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, колъми паче вас, маловеры!» [7].

Так, дорогие братья и сестры, бесхитростными словами и жи­тейскими сравнениями Господь раскрывает и утверждает великую истину Божия промысла. Проникнетесь этой истиной и отдайтесь всей душой в Божии промыслительные руки. Осознать свое ничто­жество, отшатнуться от него и опереться в жизни на Божию силу — пусть будет это центральным делом и отправным пунктом всей на­шей жизни, нашего пути к Богу и спасению. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.


ПРИМЕЧАНИЯ 

[1] Мф. 6, 33.

[2] Мф. 6, 26; 28-29.

[3] См.: Мф. 10, 32-35; 19, 20-30; 4, 18-23.

[4] Мф. 6, 25.

[5] Мф. 6, 26.

[6] Мф. 6, 28-29.

[7] Мф. 6, 30. 


STSL.Ru


7 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...