Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в седьмую неделю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Истинная вера

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин. 17, 3)

Жизнь вечная! Кому из нас, дорогие братия и сестры, не близки эти два слова, кого они не заставляют задуматься о том, что ожидает человека за гробом, задуматься о том вечном нашем жилище, где всегда пребывает Господь наш Спаситель и все святые Его. Господь сотворил человека бессмертным для этой вечной радостной жизни. И когда человек согрешил, уклонился от Бога, Господь не оставил его, но сошел на землю, вочеловечился, пострадал и Своей крестной смертью искупил нас от проклятья, диавола и вечной смерти. Христос воскрес, вознесся на небо и открыл нам двери рая, Царство Небесное, которое уготовал от сложения мира для всех любящих Его (Мф. 25, 34). Спаситель мира — Вечная Истина — ждет, стучится в сердце каждого человека и зовет нас всех идти за Ним к этому нашему вечному горнему Небесному Отечеству, к правде, к этой Вечной Истине.

Святые отцы Первого Вселенского собора.jpg

Святые отцы Первого Вселенского Собора

«Что есть истина?» — спрашивал Пилат у Самой Вечной Истины (Ин. 18, 38). И Христос Господь отвечает всем людям, кто ищет истины и правды: «Я семь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). И святой апостол Петр от лица всех апостолов и всех верующих во Христа исповедует ту Истину, Которую ожидали все ветхозаветные пророки и праведники.

«Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Эта истина направляет все к одному концу, объединяет все небесное и земное и является конечным пунктом всех человеческих устремлений. Вся вселенная, мировой ход истории, многие исторические места Палестины до настоящего времени свидетельствуют о чудесном пришествии божественной Истины, Спасителя в мир, о совершенном Им искуплении человечества. Истина учения Христова по своему существу едина и неделима. Хранительницей ее является единая, святая, соборная и апостольская Православная Церковь, созданная Самим Христом Спасителем. Но являлись люди, которые под влиянием своей греховной жизни, под влиянием диавола выступали против истины или воспринимали эту истину по-разному. И даже те, которые поклонялись единому истинному Богу, иногда разделялись в вопросах догматических, вероучительных или дисциплинарных на множество различных обществ или религиозных объединений, называющих себя истинной церковью. Однако истина, как известно, неделима. Она не может быть одновременно в нескольких различных вероисповеданиях. Святой апостол сказал: «Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, всех» (Еф. 4, 5-6). Христос создал одну Свою Православную Церковь, а не много. Это та Церковь, которая сохранила в святости и чистоте полноту Христова учения и благодать, ниспосланную людям в день сошествия Святого Духа на апостолов. Только в нашей Православной Церкви сохранено и будет сохранено до скончания века в святости апостольское иерархическо-священническое преемство, святые таинства, богослужение, обряды так, как установил Господь, святые апостолы и утвердил Дух Святой на семи Вселенских соборах.

Сегодня Святая Церковь наша совершает память Первого Вселенского собора и 8 святых отцов и исповедников этого собора, которые явились непобедимыми поборниками благочестия и православной веры. Собор осудил Ария, его последователей и все его злочестивое учение. Арий выступал не только против самой Церкви, но и против ее Главы, Спасителя нашего Иисуса Христа, не признавал Его Божества и равенства Богу Отцу. Отцы, благодатью Святого Духа осудив еретиков и их богохульство, составили православный Символ веры для всех последователей Христовых на все времена до скончания века. В лице Ария Первый Вселенский собор осудил еретиков и отступников от Святой Церкви Православной на все времена. Ибо и в последующие эпохи были, да и сейчас есть, много еретиков, которые удалились от единой Церкви Христовой, отвергли все ее учение, отвергли крест Христов, почитание Божией Матери и святых, отвергли священство, таинства, богослужение, отвергли постановления всех семи Вселенских соборов и, таким образом, отказались от вечного спасения и от Самого Христа. Они оставили себе только Библию, читая которую, извращают ее спасительное учение и истинный смысл, и которая будет свидетельствовать против них, в их осуждение, на Страшном Суде. К таким еретикам относятся баптисты, субботники, пятидесятники, лютеране, протестанты, штундисты, евангелисты и многие другие сектанты.

Перед Своими страданиями Иисус Христос последнюю беседу с апостолами заключил особенной молитвой о новосозидаемой Церкви Своей. Всем верующим в Него Спаситель просил от Отца Своего Небесного единения в вере и любви между собой, восходящего до единения с Самим Богом. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Единение верующих Иисус Христос ставил необходимым условием спасения. Помолясь об апостолах, Христос продолжал Свою молитву так: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17, 20). Не о том только заботится Господь, чтобы верующие пребывали в вере, но и в особенности о том, чтобы Его последователи были все едино; так что если кто думает иметь веру, но не держится великого и святого единства всех верующих, то есть удалился он от Православной Церкви и на него не действует спасительная молитва Христова, следовательно, он находится вне спасения, ибо «спасутся только те, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — за которых принес молитву Свою Ходатай Бога и человеков — Христос». (Слова и речи Филарета, митр. Московского и Коломенского Т.2. М., 1848. С. 239.)

Только в истинном соединении с Церковью, главой которой является Христос и которую Он основал для спасения людей, — только в единомыслии с ней, в полном послушании ее заповедям и уставам возможно вечное спасение. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Христос (Ин. 3, 5). А духовное рождение возможно только в Православной Церкви, через ее спасительные таинства. «Если же... [кто] и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Мф. 18, 17)

«Кто не между членами Христовыми, — говорит блаженный Августин, — тот не может спастись... Можно держать и читать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Православной Церкви, нельзя найти спасения» (Прибавления к творениям святых отцов. За 1843 г. С. 236). «Следует твердо держаться той Церкви, — говорит блаженный Иероним, — которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услыша где-нибудь о таких, которые считают себя христианами, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как например от еретиков-маркионитов, валентиниан [это были еретики того времени, а сейчас: баптисты, штундисты, протестанты и прочие], знай, что то не Церковь Христова, а сборище антихриста» (Блж. Иероним Стридонский. Творения. Ч. 4. Киев, 1903. С. 92). Наконец, священномученик Киприан, епископ Карфагенский, свидетельствует, что «люди, не хранящие союза и общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями... Оставляющий Церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться Царствия» (Цит. По: Дьяченко Григорий, прот. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. С. 428.). А в другом месте он говорит: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Однажды к преподобному Кириаку пришел инок Феофан, который придерживался несторианской ереси. Узнав об этом, преподобный Кириак убеждал и молил его оставить свои заблуждения и обратиться к святой, соборной и апостольской Церкви. «Един путь к нашему спасению, — говорил преподобный, — есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси тоже говорят, что, если с ними не будешь иметь общения, не спасешься. Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения. Помолись обо мне Богу, чтобы Он каким-либо откровением свыше вразумил меня». Преподобный Кириак возрадовался о готовности брата принять вразумление и наказал ему оставаться у него три дня: «Я надеюсь на Бога, что Его благость откроет истину» — и начал молиться за брата. На другой день около девятого часа Господь открыл этому еретику страшное и темное место ада и показал ему в огне осужденных Вселенскими соборами ересеначальников Нестория, Ария, Евтихия, Диоскора и других еретиков. «Вот обиталище тех, которые нечестиво удаляются от Святой Церкви, и тех, кто им последует... Итак, — сказал Господь Феофану, — если не хочешь подвергнуться подобному же наказанию, обратись к святой, соборной и апостольской Церкви, к которой принадлежит преподобный Кириак. Я говорю тебе, что, если человек сотворит все добродетели, но не будет православно веровать, придет в это место мучения». После этого явившийся вестник божественной воли стал невидимым и несторианин, познав свое заблуждение, покаялся и присоединился к Православной Церкви. (Цит. По: Дьяченко Григорий, прот. Уроки и примеры христианской веры. С. 429-430)

Итак, дорогие братия и сестры, будучи чадами единой истинной Церкви Христовой — Православной Церкви, будем верны ей до самой смерти и сочтем своим христианским долгом молиться о том, чтобы все люди в «разум истины пришли» и благодаря тому стали наследниками Царствия Небесного. В чем да поможет нам Своими всесильными молитвами Споручница грешных — Пресвятая Богородица. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 209-214. 



1 июня 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.