Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя, престолу Владычню во славе предстоят, радующеся» [1].

Дорогие братия и сестры! В первое воскресенье Петрова поста совершается память всех святых, в земле Российской просиявших. Этот великий и радостный праздник Русской Православной Церкви был восстановлен Поместным собором 98 года. Это — всенародный и добрый праздник. Это — праздник нашей славы и чести не только перед людьми и народами, но и перед Самим Господом. И это не только дань прошлому: святые угодники Божий, просиявшие в земле Российской, и поныне стоят пред престолом Всевышнего и сегодня особо молятся о нас, грешных. Велика и богата наша слава! Нет сословия, из которого не вышли бы святые угодники. И бедные, и богатые, и простые, и знатные — все прославили Господа своей святостью. Нет уголка на нашей земле, из которого не вышел бы угодник Божий. Север и юг, восток и запад, центральные области и далекие окраины — все имеют своих святых заступников пред Господом. Нет столетия в жизни нашего народа, в которое бы не отходили сотни и тысячи святых душ русских православных христиан в светлые чертоги Небесного Царствия. Совсем недавно, несколько лет назад, Русская Православная Церковь причислила к лику святых святителя Николая — равноапостольного просветителя Японской земли, Иннокентия, митрополита Московского, равноапостольного просветителя Северной Америки и Камчатки. Дивен Бог во святых Своих, дивен и народ наш в святости наших угодников.

Икона Всех святых, в земле Российской просиявших ...jpg 
Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Ризница
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Потому так радостно и поет ныне Святая Церковь: «Церковь Русская, красуйся и ликуй», что много чад ее на небесах радуются и веселятся. Как звезды небесные, рассеяны на протяжении веков и по всем краям русские святые.

Совершая свой личный подвиг, они обычно совершали и подвиг служения Церкви, Родине, людям. Они не отрывались от повседневной жизни и освящали ее духом истины. Они укрепляли и облагораживали семейную жизнь (вспомним святую праведную Иулианию), покоряли и завоевывали природу (таковы русские подвижники севера), устрояли государственную жизнь (как святой Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, священномученик патриарх Гермоген), просвещали светом Православия и спасали тысячи душ язычников и людей других верований (как священномученик Леонтий Ростовский, святитель Стефан Пермский, святитель Иннокентий Иркутский), создавали духовную литературу (как святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский), руководили духовной и повседневной жизнью мирян (как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, оптинские старцы). Совершая подвиг личной святости, они служили Церкви, Родине, людям — строили Святую Русь.

Вот одно из епископских посланий XIV века, преисполненное евангельской простотой: «Чада мои милые! Прежде всего имейте веру правую в Бога — Отца и Сына и Святого Духа. Затем пребывайте в послушании святых апостолов и святых отцов, которые пострадали за Христа. Любовь имейте ко всем: к богатому и убогому, к нищим и бедным и в узах страждущим — как и Христос имел любовь ко всему миру, подавал нам пример Собою. Еще молю вас, чада, пост имейте чистый, когда следует поститься. Нищим раздробляйте хлеб свой, убогих милуйте и немощных, посещайте находящихся в темницах и утешайте. Нагих одевайте, босых обувайте, правым помогайте, грешных милуйте. Странных введите в дом свой и напитайте их от своей трапезы. Ко святым местам приходите, у подвижников благословения просите; приводите к ним детей своих для благословения, вводите их в дома свои для благословения и поучения, как и Закхей принял Христа в дом свой для благословения».

Дорогие братия и сестры! Русские святые жили на той же земле, на которой мы сейчас живем, под тем же солнцем, что светит сегодня и нам. Они были плоть от плоти и кровь от крови русского православного народа. Они рождались и имели те же телесные и душевные немощи, что и мы, но они постоянной и усердной молитвой, подвигами благочестия и любви, всецелой преданностью Святой Церкви и ее уставам при помощи Божией побеждали все немощи свои и искушения вражеские. Божественная благодать преображала этих, нам подобных, смертных людей в небожителей, в ангелов во плоти и приводила в их убогие келлии тех, кто искал спасения.

Преклоняясь пред величием духовных подвигов святых угодников Божиих, мы невольно смущаемся, представляя себе пропасть, которая отделяет нашу недостойную жизнь от жизни тех, кто достиг высот праведности, кто навечно соединился с Богом. Постоянно ищем мы ответа на вопрос, что же отделяет нас от христианской праведности. Голос совести призывает нас отвратиться от скверны греховной. Нельзя оправдать нашу слабость кажущейся неодолимой властью над нами вражьих искушений и соблазнов. На узком пути в Царствие Небесное подвижники с Божией помощью преодолевали неизмеримо большие испытания и скорби. Преподобного Серафима Саровского спрашивали: «Как избавиться от греховности и стать праведным?» Угодник Божий отвечал просто: «Нужна решимость». «Внимайте, братие, себе, — завещал нам преподобный Сергий, — имейте страх Божий, чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную».

Действительно, замкнувшись в своей самости, сами по себе мы победить зло, грех и спастись не можем. Но при помощи Божией мы победим и поэтому, не колеблясь, всем существом своим обратимся с молитвой к Богу и Его святым угодникам: «Соборе святых русских, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих Вас любовью» [2].

Наши святые предшественники во время страшных напастей диавольских не допускали и малейшего послабления себе. Они решительно отвергали соблазны и искали помощи у Бога, Который сказал: «Призови Меня в день печали твоей, и Я избавлю тебя» [3], Который обещал всякому, взывающему к Нему, «услышать его; быть с ним в скорби, избавить и прославить его, явить ему спасение» [4]. Какие бы скорби и беды, болезни, напасти и другие испытания не постигли нас, от которых часто содрогается и трепещет душа, стоит лишь подумать о сегодняшнем празднике, как становится радостно и легко и стыдно за малодушие. Сколько у нас небесных друзей, сколько у нас молитвенников ко Господу! Они — наши родные, близкие. Они разделяют наши скорби и беды. Они — лучшее свидетельство, что не оставит нас Господь, что слышит Он наши мольбы и прошения, и если не исполняет их еще, то только потому, что не входит это, очевидно, в предначертания Его божественного промысла. Последуем же, братия и сестры, трудному, но праведному пути русских подвижников и в помыслах не допустим никакого зла. Пребывая верными и послушными чадами Святой нашей Церкви, в жизни своей будем стараться подражать тем, кого мы сегодня славим, о ком радуемся и веселимся. Будем бодро, со смирением и радостью нести свой жизненный крест — с твердой верой, что с нами Бог и никто же на ны. «Новый дом Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение» [5] и спасение твое. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 229 - 232. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Стихира 2 на стиховне на малой вечерне праздника.

[2] Стихира 3.

[3] Пс. 49, 15.

[4] См.: Пс. 90, 15-16.

[5] Стихира 4 на стиховне на малой вечерне.


STSL.Ru


30 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...