Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в неделю о мытаре и фарисее

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в неделю о мытаре и фарисее

Без смирения нет спасения [1]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Подготовляя чад своих к подвигам приближающегося Великого поста, Святая Церковь более всего ста­рается расположить их к искреннему покаянию, которое и является смыслом поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Воздержание от пищи, продолжительные молитвы с поклона­ми, говение и прочее, что заповедует Церковь в дни поста, имеют цену только тогда, когда сопровождаются покаянием сердечным, покаянной печалью о грехах, сердечным о них сокрушением. Как неутешная печаль о дорогом сердцу почившем человеке, сопровож­дающаяся неподдельными слезами, заставляет забывать о пище, от­гоняет сон, делает неуместной саму мысль о каких-либо развлече­ниях, наслаждениях, так в дни поста средоточием всех подвигов должна быть покаянная, сердечная «печаль по Бозе» о соделанных против Него грехах. Эта печаль сама должна утолять потребность в пище, побуждать к уклонению от суетных занятий, развлечений. Этой печалью должны быть проникнуты все молитвы постящегося человека. И Господь указывает существо поста прежде всего в печа­ли человека о грехах своих: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься»[2] Покаянная печаль по силе должна уподобляться печали теряющего самого любимого че­ловека. Ведь мы должны оплакивать душу свою, умершую от гре­ха или близкую к смерти. И что может быть для человека ближе и дороже своей собственной души, единородной [3], которую, если погибнет, уже нельзя заменить другой? Желая пробудить в чадах своих печаль покаяния, Святая Церковь ныне напоминает притчу Господа о мытаре и фарисее, в которой говорится о смирении как двери к покаянию. Не пройдя этой дверью, человек тщетно стал бы совершать подвиги поста и молитвы, и его добродетели потеряли бы цену в очах Божиих.

В этой притче говорится, как вошли в храм помолиться фарисей и мытарь. Фарисей имел немало добродетелей: он не был ни гра­бителем, ни обидчиком, ни прелюбодеем, не брал чужого, постился два раза в неделю, хотя этого не требовал прямо и закон, отдавал десятину из всего, что приобретал, на храм, на дела благотворения. И разве не был фарисей добродетельнее многих, потому что много ли людей, которые не присвоили бы себе ничего чужого, не причиня­ли бы обид ближним своим, не запятнали себя прелюбодеянием, ко­торые бы столь усердно постились, благотворили? Однако эти доб­родетели не послужили к оправданию фарисея перед Богом. В очах Божиих он оказался гораздо ниже мытаря, который, не сознавая за собой никаких добродетелей, видя в себе лишь грехи, стал вдали, не смея поднять очей к небу, и, ударяя себя в грудь от глубокого сердечного сокрушения, повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному»[4] Может показаться непонятным, почему же потеряли всякую цену добродетели фарисея? Неужели только потому, что он, сознавая в себе добродетели, ставящие его выше многих, не стал по­зади, не опускал глаз от стыда за содеянное, как мытарь? Почему одно сознание своих грехов как бы сняло с мытаря вину его пред Богом, оправдало, сравняло с праведниками? Неужели мимолетные помыслы гордости могут отнять у праведника все плоды его долго­летних трудов, а сознание грехов, являющееся иногда даже совсем против воли грешника, ставит его наряду с много потрудившимися праведниками?

Действительно, Господь в этой притче указывает нам на великую опасность гордости для спасения человека. Гордость, зарождающая­ся хотя бы в мимолетных помыслах, погибельна. И великую спаси­тельную силу имеет смирение, которое, даже мимолетно и непроиз­вольно охватив душу, может поставить ее на путь спасения. Одно помышление денницы — «Буду подобен Всевышнему» [5] — извра­тило все его существо и всю его духовную жизнь. И наоборот, одно слово «покайтеся!» обратило множество людей, изменило всю их жизнь.

Пока нет в душе смирения, пока не отверзта в ней дверь истин­ного покаяния, далеко от нее спасение. Смирение есть истинное со­знание человеком своих недостатков. И если нет в нем такого созна­ния, как может он приняться за исправление их, начать покаяние? Это то же, что врачу начать лечить болезнь, не распознав ее в че­ловеке. Господь гордым противится, сказано, а смиренным дает благодать[6] и Господь говорит: «Всякий, возносящий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»[7]

Воспримем с любовью, дорогие братья и сестры, преподаваемый нам ныне Святой Церковью урок смирения. Будем как от огня бе­жать от гордости, как от змия, погубившего наших праотцев и до­ныне стерегущего пяту нашу на каждом шагу жизни, чтобы погубить ее. [8] О том, чтобы смиренно мыслить о себе, в смирении совершать каждое свое дело, должна быть первая и постоянная забота нашей жизни. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Одна из поговорок святого старца Амвросия Оптинского. — Примеч. авт.

[2] Мф. 9, 15.

[3] Пс. 21, 21.

[4] См.: Лк. 18, 13.

[5] Ис. 14, 14.

[6] Иак. 4, 6.

[7] Лк. 18, 14.

[8] См.: Быт. 3, 15.


STSL.Ru


5 февраля 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.