Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в неделю о мытаре и фарисее

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в неделю о мытаре и фарисее

Без смирения нет спасения [1]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Подготовляя чад своих к подвигам приближающегося Великого поста, Святая Церковь более всего ста­рается расположить их к искреннему покаянию, которое и является смыслом поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Воздержание от пищи, продолжительные молитвы с поклона­ми, говение и прочее, что заповедует Церковь в дни поста, имеют цену только тогда, когда сопровождаются покаянием сердечным, покаянной печалью о грехах, сердечным о них сокрушением. Как неутешная печаль о дорогом сердцу почившем человеке, сопровож­дающаяся неподдельными слезами, заставляет забывать о пище, от­гоняет сон, делает неуместной саму мысль о каких-либо развлече­ниях, наслаждениях, так в дни поста средоточием всех подвигов должна быть покаянная, сердечная «печаль по Бозе» о соделанных против Него грехах. Эта печаль сама должна утолять потребность в пище, побуждать к уклонению от суетных занятий, развлечений. Этой печалью должны быть проникнуты все молитвы постящегося человека. И Господь указывает существо поста прежде всего в печа­ли человека о грехах своих: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься»[2] Покаянная печаль по силе должна уподобляться печали теряющего самого любимого че­ловека. Ведь мы должны оплакивать душу свою, умершую от гре­ха или близкую к смерти. И что может быть для человека ближе и дороже своей собственной души, единородной [3], которую, если погибнет, уже нельзя заменить другой? Желая пробудить в чадах своих печаль покаяния, Святая Церковь ныне напоминает притчу Господа о мытаре и фарисее, в которой говорится о смирении как двери к покаянию. Не пройдя этой дверью, человек тщетно стал бы совершать подвиги поста и молитвы, и его добродетели потеряли бы цену в очах Божиих.

В этой притче говорится, как вошли в храм помолиться фарисей и мытарь. Фарисей имел немало добродетелей: он не был ни гра­бителем, ни обидчиком, ни прелюбодеем, не брал чужого, постился два раза в неделю, хотя этого не требовал прямо и закон, отдавал десятину из всего, что приобретал, на храм, на дела благотворения. И разве не был фарисей добродетельнее многих, потому что много ли людей, которые не присвоили бы себе ничего чужого, не причиня­ли бы обид ближним своим, не запятнали себя прелюбодеянием, ко­торые бы столь усердно постились, благотворили? Однако эти доб­родетели не послужили к оправданию фарисея перед Богом. В очах Божиих он оказался гораздо ниже мытаря, который, не сознавая за собой никаких добродетелей, видя в себе лишь грехи, стал вдали, не смея поднять очей к небу, и, ударяя себя в грудь от глубокого сердечного сокрушения, повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному»[4] Может показаться непонятным, почему же потеряли всякую цену добродетели фарисея? Неужели только потому, что он, сознавая в себе добродетели, ставящие его выше многих, не стал по­зади, не опускал глаз от стыда за содеянное, как мытарь? Почему одно сознание своих грехов как бы сняло с мытаря вину его пред Богом, оправдало, сравняло с праведниками? Неужели мимолетные помыслы гордости могут отнять у праведника все плоды его долго­летних трудов, а сознание грехов, являющееся иногда даже совсем против воли грешника, ставит его наряду с много потрудившимися праведниками?

Действительно, Господь в этой притче указывает нам на великую опасность гордости для спасения человека. Гордость, зарождающая­ся хотя бы в мимолетных помыслах, погибельна. И великую спаси­тельную силу имеет смирение, которое, даже мимолетно и непроиз­вольно охватив душу, может поставить ее на путь спасения. Одно помышление денницы — «Буду подобен Всевышнему» [5] — извра­тило все его существо и всю его духовную жизнь. И наоборот, одно слово «покайтеся!» обратило множество людей, изменило всю их жизнь.

Пока нет в душе смирения, пока не отверзта в ней дверь истин­ного покаяния, далеко от нее спасение. Смирение есть истинное со­знание человеком своих недостатков. И если нет в нем такого созна­ния, как может он приняться за исправление их, начать покаяние? Это то же, что врачу начать лечить болезнь, не распознав ее в че­ловеке. Господь гордым противится, сказано, а смиренным дает благодать[6] и Господь говорит: «Всякий, возносящий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»[7]

Воспримем с любовью, дорогие братья и сестры, преподаваемый нам ныне Святой Церковью урок смирения. Будем как от огня бе­жать от гордости, как от змия, погубившего наших праотцев и до­ныне стерегущего пяту нашу на каждом шагу жизни, чтобы погубить ее. [8] О том, чтобы смиренно мыслить о себе, в смирении совершать каждое свое дело, должна быть первая и постоянная забота нашей жизни. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Одна из поговорок святого старца Амвросия Оптинского. — Примеч. авт.

[2] Мф. 9, 15.

[3] Пс. 21, 21.

[4] См.: Лк. 18, 13.

[5] Ис. 14, 14.

[6] Иак. 4, 6.

[7] Лк. 18, 14.

[8] См.: Быт. 3, 15.


STSL.Ru


5 февраля 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.