Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. Грех – главная причина болезней и бедствий

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 


Дорогие братия и сестры! Грехи наши разлучают нас с Богом, как говорит святой пророк [1]. Эту истину ясно раскрывает нам еван­гельское повествование об исцелении Господом расслабленного в Капернауме.

capernaum-slabanog.jpg

Когда Спаситель учил, возле Него собралось множество народа. И вот родственники или другие сострадательные люди принесли к Нему расслабленного, положенного на постель. Это был человек, пораженный сильным параличом, вовсе не владеющий членами и, кажется, лишенный языка. Видимо, он хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю Чудотворцу. Святые еванге­листы Марк и Лука рассказывают, что принесшие не могли протис­нуться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому подня­лись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр с больным прямо перед Господом.

Без всяких слов они выражали этим глубокую веру свою. Спаси­тель — говорит святитель Иоанн Златоуст — не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не начинали владеть умом или лишились его по причине болезни. «Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя» [2]. Он же согласился бьггь поднятым на крышу и оттуда спущенным ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так благоуспешна любовь. Подлинно, ищущий находит и стуча­щему отворят. [3]

Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному, в сознании своих грехов, может бьггь, не дерзав­шему и очей возвести к Целителю: «Дерзай, чадо! Прощаются те­бе грехи твои [4], которые так тревожат бедную душу твою». Вот на­глядный пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага лучшие тех, которые просим. Вот видимое оправдание той истины, что молитва веры и в таинстве елеосвяще­ния может спасать болящих, как учит святой апостол Иаков: мо­литва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, про­стятся ему. [5]

И, к общему изумлению, слово Спасителя влило живоносную силу в больного, ничем не владеющего, и расслабленный тотчас ис­полнил повеление Исцелителя: встал, взял постель свою и пошел в дом свой. [6]

«Один Бог действительно дает прощение грехов, — рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский. — За Его милосер­дием дело не станет, надо притом, чтобы не стало дело за нашею ве­рою. Но как один верует, а другой исцеляется, один верует, а другой разрешается от грехов? Дух выше плоти, благодать выше природы; а вера выше разума... Души носителей евангельского расслаблен­ного, с одной стороны, верою стремились ко Христу, с другой — че­ловеколюбием и состраданием прилеплялись к душе расслабленного; и видел Иисус веру их, и ток благодати пролился через их души на душу и тело болящего и душа расслабленного раскрылась для приня­тия благодати». [7]

Почему расслабленный тотчас выздоровел, как только Иисус Христос простил ему грехи? Значит, наши болезни имеют тесную связь с грехами и происходят от них. В грехах — этих болезнях ду­ши — большею частью кроется причина и болезней телесных. Рас­слабление, паралич мог произойти от любострастия или от пьянства. Сердцеведец Господь видел скорбную душу больного, видел, что он больше страдал от сознания своих грехов, чем от телесного расслаб­ления; поэтому прежде всего уничтожает причину болезни — про­щает болящему его грехи, и он тотчас исцеляется.

Дорогие братия и сестры, каждый грех наш подвергает нас смер­тоносным болезням и другим бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло и, следовательно, естественно должен иметь вредные последствия, но и потому, что удаляет нас от Бога, Источ­ника нашей жизни и всякого добра, с удалением от Которого, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращает­ся [8], и вместе с тем возбуждает в Нем праведный гнев на нас и побу­ждает Его, правосудного, наказать нас грешных. Возмездием за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть [9], болезнь или какое-нибудь другое бедствие, посылаемое Богом с той целью, чтобы мы, почувствовав это наказание, раскаялись в своих грехах. Поэтому премудрый сын Сирахов говорит: «Огонь и град, голод и смерть — все это создано для отомщения грешникам» [10]. Подобное говорит святой апостол Павел: тем, которые упорст­вуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое...» [11]Теперь становится понятным, почему расслабленный тотчас выздоровел, когда Спаситель простил ему грехи. Болезнь этого человека, от чего бы она, по-видимому, не происходила, имела главным началом своим грех, с которым все мы рождаемся [12] и кото­рый потом увеличиваем разными беззакониями и растленной своей волей. Поэтому когда Сын Божий уничтожил эту главную причину болезни расслабленного, — простил ему грехи, то, естественно, должна была прекратиться болезнь этого человека, и он выздоровел. Тут невольно воскликнешь с Псалмопевцем: «Блажен, кому отпу­щены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которо­му Господь не вменит греха». [13]

Итак, дорогие братия и сестры, будем твердо помнить, что грехи наши есть величайшее для нас зло. От них, главным образом, проис­ходят наши бедствия, болезнь и сама смерть. Поэтому будем ста­раться избегать их, чтобы не прогневать ими Господа и не навлечь на себя несчастия. Если же нам по человеческой немощи и неосмот­рительности или по сильному искушению и соблазну случится согре­шить, то не будем оставаться во грехе и услаждаться им, но тотчас обратимся с покаянием к Богу и станем усердно молить Его о про­щении, с верой и упованием на Его милосердие. И Он речет каждо­му из нас, как сказал расслабленному: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои», а вместе уврачует нас от всех наших душевных и телесных недугов, по великой Своей милости. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 245-248. 


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] См.: Ис. 59, 2.

[2] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. М., 1993. Т. 1. Беседа 29. С. 323-324.

[3] Лк. 11, 10.

[4] Мф. 9, 2.

[5] Иак. 5,15.

[6] Мф. 9, 7.

[7] Свт. Филарет, митр. Московский. Творения. М., 1994. С. 233-234.

[8] Пс. 103, 29.

[9] Рим. 6, 23.

[10] Сир. 39, 36.

[11] Рим. 2, 8-9.

[12] Пс. 50, 7.

[13] Пс. 31, 1-2.


STSL.Ru


28 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...