Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. Грех – главная причина болезней и бедствий

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 


Дорогие братия и сестры! Грехи наши разлучают нас с Богом, как говорит святой пророк [1]. Эту истину ясно раскрывает нам еван­гельское повествование об исцелении Господом расслабленного в Капернауме.

capernaum-slabanog.jpg

Когда Спаситель учил, возле Него собралось множество народа. И вот родственники или другие сострадательные люди принесли к Нему расслабленного, положенного на постель. Это был человек, пораженный сильным параличом, вовсе не владеющий членами и, кажется, лишенный языка. Видимо, он хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю Чудотворцу. Святые еванге­листы Марк и Лука рассказывают, что принесшие не могли протис­нуться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому подня­лись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр с больным прямо перед Господом.

Без всяких слов они выражали этим глубокую веру свою. Спаси­тель — говорит святитель Иоанн Златоуст — не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не начинали владеть умом или лишились его по причине болезни. «Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя» [2]. Он же согласился бьггь поднятым на крышу и оттуда спущенным ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так благоуспешна любовь. Подлинно, ищущий находит и стуча­щему отворят. [3]

Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному, в сознании своих грехов, может бьггь, не дерзав­шему и очей возвести к Целителю: «Дерзай, чадо! Прощаются те­бе грехи твои [4], которые так тревожат бедную душу твою». Вот на­глядный пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага лучшие тех, которые просим. Вот видимое оправдание той истины, что молитва веры и в таинстве елеосвяще­ния может спасать болящих, как учит святой апостол Иаков: мо­литва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, про­стятся ему. [5]

И, к общему изумлению, слово Спасителя влило живоносную силу в больного, ничем не владеющего, и расслабленный тотчас ис­полнил повеление Исцелителя: встал, взял постель свою и пошел в дом свой. [6]

«Один Бог действительно дает прощение грехов, — рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский. — За Его милосер­дием дело не станет, надо притом, чтобы не стало дело за нашею ве­рою. Но как один верует, а другой исцеляется, один верует, а другой разрешается от грехов? Дух выше плоти, благодать выше природы; а вера выше разума... Души носителей евангельского расслаблен­ного, с одной стороны, верою стремились ко Христу, с другой — че­ловеколюбием и состраданием прилеплялись к душе расслабленного; и видел Иисус веру их, и ток благодати пролился через их души на душу и тело болящего и душа расслабленного раскрылась для приня­тия благодати». [7]

Почему расслабленный тотчас выздоровел, как только Иисус Христос простил ему грехи? Значит, наши болезни имеют тесную связь с грехами и происходят от них. В грехах — этих болезнях ду­ши — большею частью кроется причина и болезней телесных. Рас­слабление, паралич мог произойти от любострастия или от пьянства. Сердцеведец Господь видел скорбную душу больного, видел, что он больше страдал от сознания своих грехов, чем от телесного расслаб­ления; поэтому прежде всего уничтожает причину болезни — про­щает болящему его грехи, и он тотчас исцеляется.

Дорогие братия и сестры, каждый грех наш подвергает нас смер­тоносным болезням и другим бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло и, следовательно, естественно должен иметь вредные последствия, но и потому, что удаляет нас от Бога, Источ­ника нашей жизни и всякого добра, с удалением от Которого, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращает­ся [8], и вместе с тем возбуждает в Нем праведный гнев на нас и побу­ждает Его, правосудного, наказать нас грешных. Возмездием за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть [9], болезнь или какое-нибудь другое бедствие, посылаемое Богом с той целью, чтобы мы, почувствовав это наказание, раскаялись в своих грехах. Поэтому премудрый сын Сирахов говорит: «Огонь и град, голод и смерть — все это создано для отомщения грешникам» [10]. Подобное говорит святой апостол Павел: тем, которые упорст­вуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое...» [11]Теперь становится понятным, почему расслабленный тотчас выздоровел, когда Спаситель простил ему грехи. Болезнь этого человека, от чего бы она, по-видимому, не происходила, имела главным началом своим грех, с которым все мы рождаемся [12] и кото­рый потом увеличиваем разными беззакониями и растленной своей волей. Поэтому когда Сын Божий уничтожил эту главную причину болезни расслабленного, — простил ему грехи, то, естественно, должна была прекратиться болезнь этого человека, и он выздоровел. Тут невольно воскликнешь с Псалмопевцем: «Блажен, кому отпу­щены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которо­му Господь не вменит греха». [13]

Итак, дорогие братия и сестры, будем твердо помнить, что грехи наши есть величайшее для нас зло. От них, главным образом, проис­ходят наши бедствия, болезнь и сама смерть. Поэтому будем ста­раться избегать их, чтобы не прогневать ими Господа и не навлечь на себя несчастия. Если же нам по человеческой немощи и неосмот­рительности или по сильному искушению и соблазну случится согре­шить, то не будем оставаться во грехе и услаждаться им, но тотчас обратимся с покаянием к Богу и станем усердно молить Его о про­щении, с верой и упованием на Его милосердие. И Он речет каждо­му из нас, как сказал расслабленному: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои», а вместе уврачует нас от всех наших душевных и телесных недугов, по великой Своей милости. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 245-248. 


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] См.: Ис. 59, 2.

[2] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. М., 1993. Т. 1. Беседа 29. С. 323-324.

[3] Лк. 11, 10.

[4] Мф. 9, 2.

[5] Иак. 5,15.

[6] Мф. 9, 7.

[7] Свт. Филарет, митр. Московский. Творения. М., 1994. С. 233-234.

[8] Пс. 103, 29.

[9] Рим. 6, 23.

[10] Сир. 39, 36.

[11] Рим. 2, 8-9.

[12] Пс. 50, 7.

[13] Пс. 31, 1-2.


STSL.Ru


28 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.