Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семени

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семени

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня в евангельском чтении мы слышали притчу о сеятеле. Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и ско­ро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! [1]

По просьбе Своих учеников Господь далее в Евангелии изъяс­няет значение этой притчи. Сеятелем назван здесь Он Сам — Сын Человеческий. Земле уподобляет Он сердца людей, а семени — Свое Божественное слово.

Семя, упавшее при дороге, означает людей невнимательных и рассеянных. Ум и сердце их открыты для самых разных мыслей, и поэтому они не могут надолго удержать услышанное слово Божие.

Такие люди слушают то, что назидает сердце; слушают и то, что вредит душе. Посещают храм для славословия Бога, но не удаля­ются и от таких сообществ, где с постыдным удовольствием говорят о делах порочных. Внимают вещаниям пастыря Церкви, указующего пути спасения, но не заграждают слуха и от кощунствующих, обра­щающих святыню в посмеяние. И так как они неспособны бодрство­вать над собой, сохранять ум и сердце в чистоте, худые помыслы подавляют в них ростки небесной евангельской истины.

Но иногда, подобно семени, растущему порой и на дороге, слово Божие пускает в них свои корни. И тогда приходит диавол и уно­сит слово из сердца их [2]. Чаще всего враг рода человеческого сму­щает их помыслами о неудобствах и трудностях, которые они будут испытывать при исполнении заповедей Божиих.

Они слышат, например, о целомудрии и доставляемых им бла­гах, но не верят этим словам и остаются такими же, какими были. Оправдывая себя, они говорят: «Сегодня все так живут; это не грех, а только простительная слабость; что же делать — не уходить же нам в монастырь?»

Слышат, что во всех делах жизни следует поступать честно и прежде всего искать Царствия Божия [3], но не верят этому и го­ворят: «Так в современном обществе не проживешь; прежде надо позаботиться о том, что необходимо для жизни, а потом о Царствии Божием».

Поступая подобным образом, они, хотя и слышат евангельские заповеди, но пренебрегают ими и продолжают жить так, как внуша­ет им диавол.

Если же слово Божие приводит их совесть в беспокойство, то князъ мира сего [4] тотчас же стремится успокоить ее и усыпить.

Слово Божие возвещает о краткости жизненного пути, о неиз­вестности времени смерти, о неизбежности Страшного суда и о веч­ном мучении в пламени ада. Но по внушению диавола они не ве­рят всему этому и говорят: «Бог милосерд, Он не накажет за человеческие слабости строго; если нужно покаяться, покаемся и исправимся после, умрем еще не скоро, да и ад не так страшен, как его описывают!» [5]

Люди слышат кроткий голос Господа: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» [6], но не внимают ему, а, напротив, говорят: «От Бога, Которого называют милосердным, как можем мы надеяться получить милость? Возьмем же от жизни всё, что она может нам дать!»

Так рассуждают ленивые и гордые люди о слове Божием и по действию диавольскому приходят в отчаяние о своем спасении. Они не хотят научиться тому, как святые Божии старались постигнуть смысл святого Писания. Ибо для уразумения его необходимо иметь веру и любовь к Богу, а кроме того, кротость, смирение и непре­станное памятование о смерти, последнем дне мира сего и о Страш­ном суде.

Изобличая хитрость диавола при похищении слова Божия, ар­химандрит Кронид пишет: «Сперва представляет он грешнику грех простительной слабостью, житейским благоразумием и тому по­добным и оправдывает грех. Потом, когда человек довольно креп­ко опутался грехом, диавол уже не оправдывает грех, но облегчает тяжесть его и говорит: „Ну это не так важно! Так вышли обстоя­тельства! После можно покаяться"» [7]. Когда же человек закоснеет в грехе и уже приблизится к вратам смертным, диавол в последние его дни и часы стремится лишить его покаяния, говоря: «Умирай му­жественно! Стыдно и что пользы унижаться до исповеди, притом уже при смерти! Неужели думаешь получить милость при смерти, прожив всю жизнь во грехах?!» [8] Так коварно действует враг рода человеческого, похищая слово Божие из сердец людей.

Обычно князь мира сего оказывает воздействие на людей не сам, а через своих соработников, которые стараются всячески по­мешать окружающим уверовать в слово Божие. Они используют все доступные современные средства массовой информации — газеты, книги, радио, Интернет, чтобы очернить и подвергнуть сомнению вечную истину Евангелия, поколебать и уничтожить христианские нравственные устои в обществе.

Сегодня они все чаще нападают на пастырей Церкви, унижая их насмешками и клеветой, стремясь таким образом лишить их слово силы воздействия личного примера. Например, они говорят: «Про­поведники хорошо повествуют о трезвости, воздержании и нестяжательности, но посмотри, как они сами живут: все почти полные, строят коттеджи, ездят на дорогих машинах-иномарках и тому по­добное».

Неудивительно, что так поступают эти люди: им гораздо удоб­нее, когда их окружают неверующие. Тогда они получают большую свободу и возможность для удовлетворения своих страстей. Поэто­му они и стараются всеми мерами истреблять веру во всех, с кем живут и с кем встречаются.

Но, слава Богу, дорогие братья и сестры, сейчас уже изменя­ется духовное состояние нашего народа. В простых верующих лю­дях живет и растет вера от чтения и слышания слова Божия. Бу­дем же внимательны к себе. Постоянно читая Священное Писание, будем стараться исполнять Его заповеди, чтобы удостоиться спасе­ния и вечной жизни. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.  


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 13, 3-9. Мк. 4, 3-9. Лк. 8, 5-8.

[2] Лк. 8, 12.

[3] См.: Мф. 6, 33.

[4] Ин. 12, 31.

[5] Кронид (Любимов), архим. Беседы, проповеди, рассказы. - СТСЛ, 2004. С. 141.

[6] Мк. 1, 15.

[7] Кронид (Любимов), архим. Указ. соч. С. 142.

[8] Там же.


STSL.Ru


28 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...