Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать третью неделю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать третью неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос в сегодняшнем Евангелии говорит о переходе души в загробную вечную жизнь и дает нам наглядный пример этой вечной жизни.

«Некоторый человек, — говорит Господь, — был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламене сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». [1]

Слушая этот ответ патриарха Авраама, невольно спрашиваешь себя: неужели можно дойти до такого безумия, чтобы не веровать столь очевидному чуду, как например, воскрешение мертвых? Казалось бы, как не уверовать, ощущая явную присносущную, всемогущую и животворящую силу? Но святое Евангелие и история Церкви свидетельствуют, дорогие братия и сестры, что неверие может оставаться упорным и закоснелым и при самых очевидных, самых поразительных чудесах. Господь Иисус Христос исцелял страждущих такими болезянми, которые по существу неисцелимы, неоднократно воскрешал и умерших. И исцеленные и воскрешенные Им были живыми свидетелями Его божественного всемогущества; но убедило ли это не веровавших в Него книжников и фарисеев? Нет. Он исцелил некогда слепорожденного. Осталось поверить, что сотворивший такое чудо воистину от Бога пришел в мир, что Он есть истинный Сын Божий, как уверовал исцелившийся, как уверовали и многие из народа. Но к какому заключению пришло неверие: «Сего же не знаем, откуда Он... не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». [2]

В другой раз Господь воскресил четверодневного Лазаря перед самими вратами Иерусалима. Какое впечатление произвело это чудо? Ослепленный синедрион положил убить Лазаря, чтобы избавиться от такого очевидного обличителя неверия. Наконец, и Сам Господь Иисус Христос, распятый и умерший на виду у всего народа, в третий день воскрес из гроба. Все меры были приняты, чтобы не случилось какого-либо обмана: гроб запечатан был печатью синедриона, окружен воинской стражей. Чудо воскресения Христова было неопровержимо.

Что же неверующий синедрион? Сначала прибегли к хитрости и лжи: довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. [3] Но когда невозможно было поддержать в народе эту очевидную ложь, при свидетельстве множества самовидцев Господа, воскресшего из мертвых, при чудодейственной проповеди святых апостолов властители постарались угрозами и прещением воспрепятствовать святым апостолам проповедовать о Его воскресении, и сами оставались по-прежнему ожесточенными в своем неверии.

Каких только чудес не творили святые мученики? Чем только не засвидетельствовало святое Евангелие свою божественную силу среди древнего языческого мира? Но гонители христианства оставались ожесточенными до конца. Казалось бы, что среди нового мира, среди образованного христианства, когда небесные плоды учения Христова для всех видимы и осязательны, когда божественная сила христианства всеми признана, когда пред крестом Христовым преклонилась вся лучшая часть человечества, уже не должно бы быть места неверию. Но что же составляет главный недуг нашего времени, как не неверие, которое и ныне так же слепо, так же ожесточенно и упорно, каким было прежде.

В чем причина такого ожесточенного неверия в очевидную истину? «Одебеле бо сердце людий сих, — говорит слово Божие о неверующих, — и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша». [4] Отчего? Оттого что бог века сего ослепи разумы их, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы. [5]

И действительно, неверие, особенно в самой христианской среде, всегда останется непонятным и неразгаданным, если не предположить, что крайнее ослепление человеческого разума есть действие темной силы диавольской. Более всего этот исконный человекоубийца ослепляет наш разум и увлекает сердце своеволием и необузданностью наших собственных страстей. Вера смиряет своеволие, покоряя разум наш в послушание Христово. Страх Божий обуздывает страсти и запрещает всякое наслаждение греховное — все это тяжело и прискорбно для ветхого и плотского человека. И тогда диавол обещает нам полную свободу, старается разжечь в нас похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, мало-помалу предает нас во власть какой-либо страсти, а усилившаяся страсть ослепляет разум и отнимает последний остаток свободного произволения на доброе. Бедный разум наш, как слепой, идет туда, куда влечет его страсть, отвергает все, что противно и ненавистно ей. Так, ослепленные завистью, своекорыстием и тщеславием, книжники не веровали слову истины, отвергали очевидные для всех чудеса Христовы, гнали и преследовали Его Самого. Так, ослепленный плотской страстью, Ирод не убоялся проповедника Истины — Иоанна, несмотря на то, что сам признавал его мужем праведным.

Поэтому о неверующих надо только жалеть, как о несчастных, и молиться. Они в тяжком плену у диавола, который ослепил их духовные очи. Не надейтесь убедить их какими-либо доказательствами, ибо, как они поймут истину, если нет у них духовных очей, чтобы видеть небесный свет ее, когда разум их ослеплен и закрыт от света истины, когда воля их совершенно покорена игом греха и страстей, и нет у них ни желания, ни охоты слышать и принимать истину, напротив, есть ненависть и озлобление по отношению к ней? Кто не хочет верить, того ничем не уверишь. Не недостаток очевидных свидетельств истины, а недостаток духовного зрения и ослепление от диавола — вот источник неверия! А при таком состоянии, если кто и из мертвых воскреснет, не поверят. Мы можем только молить Бога, чтобы Он Сам силой благодати Своей коснулся сердец неверующих и дал им прозреть духом, как даровал Он зрение слепым.

Дорогие братия и сестры! Притча о богаче и Лазаре показывает, что те, которые на земле жили не как должно, спохватятся, опомнятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение в вечности. Глаза их откроются после смерти и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь был послан к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию откровения Господня. Но и в этом им будет отказано, потому что святое Евангелие, откровение Божие для желающих знать истину само по себе достаточно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет даже воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого евангельского богача, наверное, испытывают все отходящие отсюда. И, следовательно, по убеждению тех, кто за гробом, которое будет убеждением и для всех нас, единственным руководством на жизненном пути — является откровение Господне. Но за гробом такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно больше бы пригодилось, да не у всех оно есть. Поверим, по крайней мере, умершим, ставя себя на их место. Находящиеся в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, чтобы не оказались мы на месте их мучения. Об этом нельзя говорить так, как мы говорим нередко о текущих делах: «Авось как-нибудь пронесет». Нет, там как-нибудь не пронесет. Что посеем, то и пожнем. Надо быть основательно уверенным, что не попадем в то место, где оказался богач, а для этого надо жить свято и благочест-но; молитвой, покаянием, состраданием, любовью к Богу и людям станем готовить себя к вечной жизни. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 306-310


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] См.: Иак. 4. 6.

[2] Лк. 16, 19-31.

[3] Ин. 9, 29, 16.

[4] Мф. 28. 12-13.

[5] Ис. 6. 10.

[6] 2 Кор. 4. 4.


STSL.Ru


8 ноября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.