Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. О безумном богаче

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. О безумном богаче

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос не один раз завещал в Своей божественной проповеди и говорил нам о том, чтобы мы не отдавали своего сердца земле. По Его святой запове­ди, мы должны прежде всего искать Царствия Божия и правды Его с верой в то, что все остальное, необходимое для земной жизни, дано будет нам. Господь нас учит тому, чтобы мы не собирали себе сокро­вище на земле, но собирали небесное сокровище, неоскудевающее [1], которое с нами уйдет в жизнь будущего века, где его, как сказал Спаситель, ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не под­капывают и не крадут [2]. Это то самое, вечное духовное сокровище, которое христианин, идущий за Господом, собирает в своем верую­щем сердце.

В пояснение этой Своей истины Господь Иисус Христос сказал притчу о безумном богаче: «У одного богача был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: „Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих?" И сказал: „Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог ска­зал ему: „Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» [3]. Как коротка и как полна значения эта притча!

В притче выведен богач из числа тех себялюбцев, для которых все заключается в своем собственном «я». Он видел только одного себя, заботился об одном себе. Полные житницы и бездна пло­дов, которые некуда девать, не привели ему на память, что у иных нет даже куска хлеба. Богатый урожай, зависевший не от него, а от Бога, не навел его на мысль, что если Бог оказал такую не­ожиданную милость ему, рабу Своему, то он обязан оказывать ми­лость равным себе людям — своим братьям, своим ближним. Он забыл мудрое правило: когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца; не хотел знать, что богатые должны уповать не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокро­вище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни [4]. Человек не знает, сколько времени он проживет; не знает, доживет ли он до следующего дня, и, умирая, не возьмет ничего, не пойдет за ним и слава его. Богатство деньгами и имуществом после смерти останется здесь и перейдет к другим, а богатство добрыми делами — богатение в Бога — навсегда останется нашей неотъемле­мой собственностью, пойдет с нами в жизнь будущую и будет доб­рым основанием нашей вечной жизни.

Подумаем, дорогие братья и сестры, и всем сердцем восприимем благий совет Господа Иисуса, сказанный в другом месте: «Не за­ботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» [5]. Не станем исключительно забо­титься о нашей земной временной жизни: только лишь о том, что нам есть, и что пить, и во что одеться. Пусть и другого рода за­боты наполняют и займут нашу душу, наш ум. Только люди мира сего, подобно богачу из притчи, думают и заботятся исключительно о земных сокровищах; только они способны забыть, что после этой кратковременной жизни, умирая, человек ничего не может взять с собою; но думать каждому необходимо.

Как-то к одному великому и опытному в духовной жизни по­движнику пришел некий благородный юноша и с великой радостью сообщил ему, что он счастливо выдержал экзамен и может начать изучение правоведения. Святой отвечал ему вопросом: «А по­том?» — «Я стану усердно заниматься, чтобы получить ученую сте­пень», — сказал юноша. «А потом?» — «Потом я выступлю в суде и постараюсь приобрести имя как адвокат». — «А потом?» — «По­том я женюсь и сделаюсь счастливым отцом семейства». — «А по­том?» — «Потом я стану вести приятную жизнь среди богатства и почестей». — «А потом?» — «Потом... потом, — промолвил, запинаясь, юноша, — я состарюсь и умру». — «А потом?» — еще раз спросил святой. Но на этот раз юноша понял его и замолчал.

Этот краткий рассказ глубоко поучителен и наводит на серьезные размышления. В самом деле, часто ли мы думаем о том, что будет с нами потом, и с этим «потом» сообразуем ли свои поступки, жизнь и деятельность? А между тем это неизбежный, неотступный вопрос. В жизни все должно быть целесообразно, и человек по самой природе своей, поступая так или иначе, обыкновенно имеет в виду ка­кую-нибудь цель. Но беда вся в том, что почти все, нередко даже лучшие из людей, страдают какой-то нравственной близорукостью: видят ближайшее и забывают о конечной цели нашего бытия, о на­шей окончательной участи, когда уже невозможно будет никакое иное «потом». Один губит время в чувственных удовольствиях, по­мышляет лишь о том, как бы веселее провести время завтра. Но ведь после этого «завтра» будут опять, другие завтра и завтра... А там преждевременная старость, дряхлость, недуги. А потом? А потом — неизбежная смерть, которая заставит тебя распроститься с этими призрачными пустыми мимолетными радостями. И какой ответ даст человек после смерти перед Богом? Поэтому, дорогие братья и се­стры, будем стараться жить благочестиво, праведно, творить добрые дела и с покаянием готовиться к нашей вечной участи — смерти, чтобы унаследовать Царство Небесное. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лк. 12, 33.

[2] Мф. 6, 20.

[3] Лк. 12, 16-21.

[4] 1 Тим. 6, 17-19.

[5] Мф. 6, 25.


STSL.Ru


2 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...