Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во все дни Своей земной жизни, особенно в последние годы, Господь наш Иисус Христос почти постоянно был с народом. Он ходил по городам и селениям, исцеляя больных, воскрешая мертвых, прогоняя бесов, — словом, чудодействовал всюду, где встречал веру в сердцах людей. Везде, где бы Он ни останавливался, собирались толпы народа, жаждущие послушать Его и исцелиться от недугов своих. И Господь жалел, сострадал всем скорбящим. Он проповедовал, насыщал уставших слушателей чудесным образом, творил явные чудеса не для того, чтобы прославиться, увлечь за Собой удивленные толпы. Нет, Он хотел только одного — хотел, чтобы все Его чудеса помогли людям раскрыться внутренне, приготовить душу для принятия божественной благодати. Огонь святой любви хотел Господь зажечь в каждой душе, чтобы освятить, согреть, обрадовать, оживить. Сам Он говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю».[1] Огонь святой, божественной любви принес Господь с неба, и Он очень желал, чтобы этот огонь разгорался. Да и как же не желать этого света, животворящего тепла, несказанной радости, всего того, что зовется одним словом — любовь, любовь божественная. Ею стоит мир. Ради нее Господь стал человеком, все вынес, вытерпел крест, смерть, воскрес и вознесся со славою. Любовь, какую хотел и хочет зажечь Господь в сердцах всех, может сделать последнего грешника праведником. Да и кто праведен среди людей, если святые отцы говорят, что и тогда человек грешен, если даже живет он всего лишь один день на земле?

0_ca797_75756de2_L.jpg

И как хочется, чтобы в душах у нас, всех верующих, не остывала память о том, что Бог всех нас любит и велит нам друг друга любить. Пример высочайшей любви и милосердия Божия к грешному человеку мы видим из сегодняшнего евангельского чтения.

Когда Господь учил народ в одной из иудейских синагог, там была женщина, восемнадцать лет страдавшая тяжким недугом от нечистого духа: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога[2] Из евангельской истории мы знаем, что беснование, как и многие другие болезни, особенно было распространено в момент пришествия Христа в мир. Наличие всякого рода болезней, как душевных, так и телесных было как бы характерной особенностью того времени. И это было не случайно. Как свидетельствует история, в это время человечество находилось в состоянии глубокого нравственного упадка. Свет истинной веры, носителем которой был иудейский народ, угасал по причине всевозможных заблуждений внешней фарисейской религиозности. Языческий мир, потеряв веру в истинного Бога, в поисках смысла жизни все глубже и глубже погружался в бездну греха, разврата и порока. Но это состояние греховности, порочности — ненормальное состояние человека: не для греха, не для страданий был сотворен Богом человек, а для вечной и святой жизни. Вот почему всякий грех — будь он большим или малым — пагубно действует не только на душу человека, но и на его естественную природу. Грех поражает не только душу, ее духовные способности — ум, волю и чувства, но повреждает и разрушает физические силы человека. «От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа», — слышим мы в церковном песнопении. Человек, впавший в грех, утрачивает свободу в своих действиях и поступках: он становится рабом греха [3], и тогда же он становится послушным орудием диавола. Примером чему служит скорченная женщина, восемнадцать лет страдавшая тяжким недугом от нечистого духа.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что эта больная изображает собою все недугующее грехом человечество, столько тысяч лет страдающее расслаблением греховным. На примере этой несчастной скорченной мы видим, насколько велика и, казалось бы, непреодолима власть греха и диавола над человеком, но в то же время мы видим, насколько больше и непостижимее любовь Божия к человеку грешнику! Этот пример милосердия Господа еще раз наглядно свидетельствует о том, что Господь пришел в мир спасти людей от греха и всех последствий греха, что Господь не хочет смерти грешников, но желает всем спасения. И как бы глубоко не погряз человек в грех, он не должен отчаиваться, потому что любовь Божия и милосердие Его к нам безграничны. Не ради праведников, но за беззакония грешников пострадал крестной смертью Иисус Христос: «и кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха». [4]«Господь вчера и сегодня и во веки Тот же», — говорит апостол. [5] Он любил всех и любит. Звал к Себе и сейчас зовет. Терпеливо и снисходительно относился к немощам людским и терпит до сих пор. Самое горькое для Него видеть, что по причине умножения беззаконий на глазах умаляется и гаснет любовь наша. И чем темнее становится жизнь без любви, тем сильнее у Господа желание зажечь тот огонь. Чтобы возвратить любовь Божию в наши сердца и получить исцеление души и тела, нам прежде всего необходимо очиститься от грехов, страстей и пороков — причин болезней и смерти души. Как же предохранить себя от греха, как сделать, чтобы не грешить? Святые отцы Церкви советуют прежде всего с верой обратиться к Врачу душ и телес наших Господу Иисусу Христу, чистосердечно покаяться в прошлой греховной жизни, дать обещание исправиться и к этому приложить все усилия. Как можно чаще надо исповедоваться перед отцом духовным, просить у него совета и слушаться его, достойно причащаться святых Христовых тайн. Сердечная и усердная молитва к Господу, частое и внимательное призывание имени Господа Иисуса Христа особенно способствует удерживаться от греха. Кроме того, надо вести внимательную жизнь, наблюдать за собой, за своими чувствами, желаниями и поступками. Не опускайте случая и возможности посещать храм Божий, читать святое Евангелие и другие духовные книги. Надо постоянно помнить о смерти, о Страшном Суде, о воскресении мертвых и вечной будущей жизни. «Поминай последняя твоя, — говорит Священное Писание, — и во веки не согрешиши»[6] Надо избегать всевозможных поводов и случаев, ведущих ко греху, всяких мест, лиц, вещей, которые могут быть для нас соблазнительными и внушать нам греховные желания. Надо стараться знакомиться и беседовать с людьми благочестивыми, рассудительными, избегать разговоров и людей безнравственных. Постоянно иметь какое-либо занятие, трудиться, чтобы не быть праздным.

Надо, чтобы ум наш всегда и везде был занят молитвой Иисусовой, или какой-либо другой молитвой, или церковным песнопением. Как можно чаще представлять себе вездеприсутствие Божие, нужно помнить, что Господь везде и всегда с нами, что Он видит и знает все наши дела, мысли и чувства. Постоянно размышлять о благодеяниях Божиих по отношению к нам, о Его любви к нам, грешным. На Его любовь отвечать любовью к Нему и ближним своим.

Итак, дорогие братия и сестры, поспешим исправить свою греховную жизнь. Откроем широко двери наших сердец, очистим их в эти святые дни поста от всякого греха, и Господь несомненно исцелит наши душевные и телесные немощи, и огонь божественной любви сойдет в наши сердца. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 342-345


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Еф. 6, 14-17.

[2] Лк. 12, 49.

[3] Лк. 13, 10-13.

[4] См.: 2 Пет. 2, 19.

[5] 1 Ин. 1, 7.

[6] Евр. 13, 8.

[7] Сир. 7, 39.


STSL.Ru



8 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.