Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Среди всевозможных бед, скорбей и испытаний, которые выпадают на долю каждого из людей, самым тяжелым ударом является смерть, разлука навсегда с близкими нам и родными людьми. И вряд ли найдется человек, который, провожая в вечное упокоение кого-либо из родных, удержался бы от слез. Плачут горько и неутешно дети, провожая к могиле одного из своих родителей, плачут родители о своих детях. Но с чем можно сравнить страдание и отчаяние бедной матери-вдовы, которая хоронит един­ственного сына, единственную радость и надежду свою на поддерж­ку в старости. Горю ее нет границ и нет слов высказать его на языке человеческом. Как неутешно плакала и рыдала бедная вдова из горо­да Наина, провожая в последний путь своего единственного сына, о чем повествует нам ныне чтение Святого Евангелия. [1] Отчаяние и го­ре ее были безграничны, никем и ничем незаменимыми. С этим не­утешным горем и душевным потрясением бедной вдовы встречается у ворот города Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Не проходит Он мимо горя людского безучастно. Как повествует свя­той евангелист Лука, увидев ее, Господь сжалился над нею и ска­зал ей: не плачь[2]

Легко сказать кому-нибудь из переживающих «не плачь». А ка­кой результат всего этого? Подобное утешение на словах не прине­сет абсолютно никакой ощутимой пользы наболевшему сердцу, на­оборот, оно очень часто раздражает его и еще глубже повергает его в тоску и печаль.

В таких случаях необходима реальная помощь — дело. С такой- то помощью и спешит в данном случае милосердный Господь, видя постигшее великое горе бедной матери. Спаситель движением руки останавливает похоронную процессию, подходит к носилкам с без­дыханным телом юноши, берет его за бесчувственную руку и по­велительно, во всеуслышание произносит мертвому: «Юноша! Тебе говорю, встань»[3] Многие из участников погребальной процессии усомнились в силе произнесенных Господом слов, а некоторые в душе, может быть, посмеялись, слыша повелительное «встань». Но какое же было удивление всех очевидцев, когда на их глазах юноша поднялся, сел и начал говорить. Вот тут-то неслыханное чудо, совер­шившееся воочию у всех бывших там, привело в смятение многих, и всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой»[4]

Дорогие братия и сестры! Смерть физическая — это неизбеж­ный удел каждого человека. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. [5]Смерть телесная — если чело­век помнит о ней всю свою жизнь, готовится к ней, живя благочес­тиво, — совершенно не страшна, так как она является ничем иным, как лишь временным сном, приводящим в жизнь вечную. Ведь это поразительное чудо воскрешения юноши совершено Господом во об­раз будущего воскресения всех умерших и для утверждения нашей веры и нашей надежды на общее воскресение.

Но есть другой род смерти, более страшный, чем смерть физиче­ская, — это смерть духовная, нравственная. Такая смерть есть не что иное, как постоянно и сознательно творимое человеком зло. А по­стоянно творимый грех отлучает человека от Бога и, конечно, от веч­ной блаженной жизни в раю. В таких случаях человек физически продолжает жить и очень часто живет прекрасно, лучше окружаю­щих его, пользуясь здоровьем и другими временными материальны­ми благами, морально же он постепенно умирает, забывая о том, что состоит не только из тела, но и из бессмертной души.

Дорогие братия и сестры! У каждого грешника мертвая душа, которая может погибнуть навеки, не прекращая своего существова­ния, но пребывая без конца в страшном мучении. Эту мертвую душу грешника в этой жизни может воскресить один Господь Иисус Хри­стос через веру и сердечное покаяние. И как мы постоянно согре­шаем, то, чтобы не постигла нас духовная смерть, нужно постоянное тайное покаяние перед очами Божиими, а в известное время — от­крытое перед священником.

Через покаяние умирающая душа воскресает столько раз, сколь­ко грешник, согрешая, кается сердечно. И какое счастье дано нам от Бога — вера наша и покаяние перед Богом! Через веру и покаяние мы ежедневно обновляемся, оживляемся и примиряемся с Богом. Нет числа нашим грехам — нет числа и милосердию Господню в по­миловании нас грешных, искренно кающихся.

«Востани, спящий, и воскресни из мертвых, — призывает нас святой апостол Павел, — и осветит тебя Христос»[6] И если мы, дорогие братия и сестры, оставим греховную жизнь и воскреснем для новой жизни во Христе, то будем всеми силами души своей хра­нить этот неоценимый дар Божий. Усердной молитвой, покаянием, милосердием будем непрестанно поддерживать общение наше с бла­годатью Божией и усердно молиться Господу: «Видя вдовицу зельно плачущую, Господи, якоже тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси». Аминь. [7]


Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] См.: Лк. 7, 11-16.

[2] Лк. 7, 13.

[3] Лк. 7, 14.

[4] Лк. 7, 16.

[5] Рим. 5, 12.

[6] Еф. 5, 14.


STSL.Ru




25 октября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.