Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать четвертую неделю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать четвертую неделю по Пятидесятнице
Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему(Исх. 20, 8-10)

Дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос всегда в субботние праздничные дни приходил в синагогу учить народ. Однажды, когда он учил народ в одной из синагог, он увидел там великую страдалицу, одержимую бесом. Восемнадцать лет страдала она, была скорчена, не могла выпрямиться, и Господь подошел к ней и сказал: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. гл. 13, 12). Возложил на нее руки. Она тотчас исцелилась. Но что мы видим дальше? Начальник синагоги, не смея прямо говорить к Спасителю, возмутился, сказав, что людям надо в будничные дни приходить и исцеляться, а не в Воскресный день. По его мнению, в этот день ничего нельзя делать. Господь постыдил этого лицемера, фарисея и безбожника и сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-17).

Таким образом, Господь в сегодняшнем евангелии говорит нам о назначении праздничных и святых дней. Господь и Бог на всяком месте славимый и покланяемый, восхотел, чтобы отдельные дни были отделены для Его Славы и для нашего спасения. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Я тебе даю шесть дней, трудись, а седьмой оставляю для вас же, для души твоей, для спасения Господу Богу Твоему. Так и должно быть, как и всегда было в Ветхом Завете. Этот день считался Субботой. Когда Господь творил мир, Он мог в один день, мгновенно его сотворить. А сказано в шесть дней, а в седьмой почил от дел своих. В Ветхом Завете праздновали Субботу, а ныне Воскресение, потому что по учению Святых Отцов Господь наш Иисус Христос родился в воскресный день. В воскресный день он воскрес из мертвых, в воскресный день он ниспослал Духа Святаго на апостолов, на святую Церковь Свою, и по учению некоторых Святых Отцов Господь в воскресный день придет судить живых и мертвых.

Итак, выходной и праздничный день принадлежит не нам, и посвятить мы должны его Господу Богу. Если бы не оставил нам Господь закона и заповеди отдыхать в выходной день, мы преждевременно истратили бы свои физические, тем более духовные силы. Итак, шесть дней работай, а суббота Господу Богу.

Как мы должны хранить праздничный, воскресный день? Конечно, мало два часа побыть в храме. А некоторые думают, можно потом и потрудиться, и поделать то, что хочешь повеселиться, поиграть в игры, в интернете посидеть и так далее. Нет! Господь сказал, что седьмой день полностью Господу Богу твоему.

Такой красоты богослужения никто не знает, как только наша русская православная Церковь. Какие чудные богослужения каждый праздник и воскресные дни. По гласам имеют прекрасные песнопения. Святое евангелие, стихиры и так далее. Пришел воскресный день. Утречком дома нужно помолиться и идти в храм, поблагодарить Господа за то, что Он помог нам прошедшую седмицу потрудиться, и, восстав живым, славить Бога, покаяться в грехах, которые совершили за эту седмицу, и попросить у Господа благословения и милости Его на грядущий день и на всю седмицу.

Так всегда было. Так чтили наши святые русские предки воскресный день. Так и должно быть. Нужно прийти в храм и там помолиться, пожертвовать на храм, на свечку, усердно помолиться Господу Богу за живых, за усопших, за родных и ближних. Святые Отцы учат, что очень хорошо почаще чистосердечно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Невозможно, конечно, каждый воскресный день и праздник причащаться. Святый Иоанн Златоуст говорит, что даже и те, которые не причащаются, а присутствует на этом великом и страшном Таинстве Евхаристии, где хлеб и вино претворяются в Пречистое Тело и Кровь Господа нашего, где верные, кто каялся, причащаются, тоже улучают великую благодать Господню.

Возвратясь домой, мы должны провести остаток дня в благочестивом размышлении, рассказать своим ближним и родным о Евангелии, что читалось, почитать духовную литературу, заняться добрыми делами. Сейчас, Слава Богу, есть жития Святых, толкования на Евангелие, Апостол, Псалтырь. В праздники не грешно делать добрые дела. Сколько окружает нас одиноких пожилых людей. Можно их посетить, принести продуктов, помолиться вместе с ними, сделать уборку, постирать. В будничные мы работаем - некогда, а доброе дело не грешно делать и в праздники.

Если мы будем верно хранить святые воскресные и праздничные дни, то великая милость Божия будет над нами. Те из благочестивых семейств, которые свято хранят воскресные праздничные дни, благоденствуют, и Господь милость им подает. Те из православных государств, где свято хранится воскресный день, богаты и благоденствуют. И мы должны, дорогие братья и сестры, это помнить. Хватит нам шесть дней для суеты, для трудов, для работ. Трудиться надо. «Кто не работает, - говорит апостол Павел, - тот пусть и ни ест». Только надо помнить, что великая милость над нами. Господь уделил эту частичку времени не для себя, а для нас, чтобы нам сохранить здоровье и душу спасти, приготовиться к вечной блаженной жизни.

В одном из Патериков повествуется, как один знатный человек по имени Варда очень заболел. Все тело и грудь его были в ранах. Его лечащие врачи и родственники пошли в храм святого мученика Маккия, где находились мощи Самсона Странноприимца. Заплакал бедный человек, что не может он по случаю болезни идти в храм и приложиться к мощам Странноприимца Самсона. Взмолился и заплакал. Является ему благообразный старец и говорит:

-Варда встань и иди в храм Святого мученика Маккия и приложись там к мощам Странноприимца Самсона.

-Я не могу, я расслабленный, ноги мои не ходят.

-Я тебе говорю, встань и ходи.

Он встал и почувствовал силу и здоровье, развязал повязки и к удивлению увидел, что все раны оказались исцеленными. Тогда он с великой радостью пошел в храм и принес великое благодарение Исцелителю и Спасителю нашему Иисусу Христу и приложился к мощам. А я являлся ему Самсон Странноприимец.

Так наши предки, дорогие братья и сестры, всегда хранили воскресные и праздничные дни, и милость Божия бывала над нами. Дорогие братья и сестры, во исполнение этой святой Заповеди будем слушаться Господа нашего Иисуса Христа, верно хранить святые воскресные и праздничные дни, и милость Божия пребудет всегда над нами. А кто по болезни не может, тот пусть молится дома. Преподобная Меланья Римлянана по случаю болезни деторождения не могла быть в храме, но всю ночь она провела в псалмопении, и наутро, приклонив колени, она безболезненно родила своего сына.

Итак, дорогие братья и сестры, шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему и во твое спасение. Аминь.    



11 Марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...