Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в десятую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В то время, когда Господь Иисус с тремя избранными апостола­ми был на горе Преображения, девять Его учеников обходили с про­поведью города и селения, изгоняли бесов. Но вот теперь они не могли изгнать беса из одного отрока. Книжники всячески старались посмеяться над их бессилием и тем унизить в глазах народа и Са­мого Господа. Тогда является Сам Спаситель, вернувшийся со свя­щенной горы Фавор. Лицо Его сияло в лучах преображения и мно­жество собравшегося народа привлекало к Себе Своею благостью и неземной красотой.

mat10.jpg

Подойдя к народу, Господь властно спрашивает книжников, принимая под защиту Своих учеников: «О чем вы спорите с ними? Если есть какое недоумение, то спрашивайте Меня». Книжники, так дерзко наступавшие на учеников, смутились и ничего не отвечали божественному Учителю. Ученики чувствовали себя как бы винова­тыми пред Господом и тоже молчали.

Тогда протиснулся из толпы народной и подошел к Нему чело­век и, преклоняя пред Ним колена, сказал: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Умоляю Тебя, он у меня один. Господи! Помилуй сына моего, он в новолуния беснуется и тяжко страдает».[1] «В беснующихся в новолуния, — говорит святитель Афанасий Александрийский,— не луна причиною умопо­мешательства, но злотворный и коварный диавол. Будучи не в со­стоянии иным способом принудить людей к идолопоклонству, он на­блюдает новомесячие луны и в это время делает, что страждущий падучею болезнью вопит, чтобы родные больного поклонялись луне в той мысли, что она послала беса». [2]

И отец болящего отрока жалуется Господу, что злой дух схваты­вает его, так что он вдруг вскакивает, терзает его, и он испускает пе­ну, скрежещет зубами и, цепенея, замирает. Эти припадки беснова­ния случаются с ним на всяком месте, постоянно грозят его жизни, ибо часто в этом состоянии он сам бросается в огонь, и часто в воду, и злой дух насилу отступает от него, измучив его. — «Я при­водил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его!» [3] Вид­но, что у несчастного отца вера была очень слаба: в этом и сам он потом сознается. «Но если неверие было причиною того, что злой дух не выходил, то за что же Господь потом обвиняет учеников? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: — Этим показы­вает Он, что верою они могут исцелять больных и без посредни­ков... Отсюда видно, что и ученики были слабы верою, но не все: столпы не были при этом». [4] И вот отец бесноватого жалуется на них Иисусу Христу, но Спаситель, отклонив от них обвинение, в глазах народа, более обвиняет его самого.

Из уст Его исходит слово скорбного негодования и упрека: «Иисус же, отвечая, сказал: о род неверный и развращенный! Неужели, несмотря на все чудеса Мои, вы все еще не имеете веры? Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас, приведите его ко Мне сюда». [5]

Отрока привели, но лишь только он увидел божественного Чу­дотворца, злой дух потряс его; он упал на землю и валялся, ис­пуская пену. Говорить со страдальцем, чтобы успокоить его душу, было нельзя; поэтому Господь вступает в беседу с отцом, возбуж­дая в нем веру и добрую надежду Своим божественным сострада­нием. «Как давно это сделалось с ним?» — спросил Спаситель.

«С детства», — отвечал отец и, чтобы еще более вызвать жа­лость, он снова пересказывает Господу об опасном состоянии сына, и восклицает: «Если Ты, Господи, что можешь более, чем Твои ученики, то умилосердись над нами, помоги нам!» В словах «если что можешь» звучит сомнение и неверие, поэтому Господь и ска­зал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». [6] Так, когда блеснула первая искра этой веры и осве­тила глубокую пропасть в сердце несчастного отца, из его уст вы­рвался слезный, жалобный вопль: «Верую, Господи, помоги моему неверию». [7]Так бывает и всегда, только тогда человек может уви­деть как страшно погибельное неверие, когда благодать веры оза­рит его сердце.

Господь властно обратился к нечистому духу, сказав ему: «Дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». [8] За этими словами Господа последовал дикий вопль и страшное сотрясение, и отрок сделался, как мертвый, так что многие думали, что он умер. И бес вышел из него, и отрок исце­лился в тот час. [9] Тогда ученики... наедине спросили Его: «Поче­му мы не могли изгнать его?» Иисус же сказал им: «По неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если будете иметь веру в Мою помощь и всемогущество, хотя бы и столь малую, как горчич­ное зерно, но веру твердую, чуждую колебаний, и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", она перейдет; и ничего не будет невозможно для вас». [10]

«Скажешь, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, вос­кресивши тысячи мертвых. Поистине не столько нужно силы, чтобы передвинуть гору, сколько чтобы выгнать из тела смерть. Говорят, впрочем, повествуют, что святые, после них жившие, и их гораздо меньше, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Отсюда очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но не было тогда нужды... Подивись же и здесь их любомуд­рию и силе духа: любомудрию, потому что не скрыли своей слабо­сти; силе духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, в короткое время Господь так возвысил, что потекли в них реки и источники веры». [11]

Господь сказал, что этот случай требовал особенно сильной ве­ры, которая выражалась бы в молитве столь настойчивой, чтобы при ней человек забывал даже о пище: сей же род изгоняется только молитвою и постом [12], как самого страждущего, так и исцеляющего, а такой крепкой веры в настоящем случае у них не было. «Видишь ли, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как и апостолам Хри­стос говорит о посте? Пост с верою много придает крепости, ибо че­ловека соделывает ангелом, да еще укрепляет против бестелесных сил. Но этого мало: нужна еще молитва, и она должна предшество­вать. Поэтому-то апостолы почти всегда постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самаго ветра, ибо таковый не дремлет, не говорит много и не расслабевает в молитве, как то со многими бывает». [13]

Дорогие братия и сестры! Видите, как нам нужен пост, соединен­ный с молитвой. Если апостолам он был нужен, нам ли он не нужен? Все святые постились и им он помогал, можем ли мы пренебрегать им?

Победе над мучительным духом зла он способствует; не больше ли он будет способствовать к укрощению плоти, воюющей против духа? «Беснующийся в новолуния, — говорит блаженный Иероним, — изображает человека, предающегося по временам разным порокам и впадающего то в огонь любодеяния, то в те воды (т.е. гре­хи), которые противны любви» [14]. Следовательно, каждый одержи­мый страстью грешник есть в духовном смысле бесноватый и тре­бует исцеления, и это исцеление, то есть очищение его души от страстей, без поста и молитвы совершиться не может. Вот почему подвижники благочестия старались постоянно пребывать в молитве и посте. А какие мы стараемся принимать меры против греха и диавола? Если иногда молимся, то как молимся? Если постимся, то как постимся? Мы большей частью соблюдаем один вид молитвы, и по­ста. Уста произносят слова молитвы, а ум и сердце далеко отстоят от нее. Воздерживаемся иногда от скоромной пищи, а душа полна вся­ческих зол. Мы сами виноваты в том, что диавол и грех обладают нами. Мы сами виноваты, что даем им такую волю над собой.

Милосердный Господи, научи нас молиться, помоги нам соблю­дать духовный пост, не введи нас во искушение, но избави нас от лу­кавого! Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 260-264. 


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мф. 17,15.

[2] Св. Афанасий Александрийский. Творения. Т. 4. М., 1994. С. 444.

[3] Мф. 17,15-16.

[4] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 2. Беседа 57. С. 587. 

[5] Мф. 17,17.

[6] Мк. 9, 23.

[7] Мк. 9, 20-24.

[8] Мк. 9, 25.

[9] Мф. 17,18.

[10] Мф. 17, 20.

[11] Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. С. 589.

[12] Мф. 17, 21.

[13] Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. С. 590.

[14] Блж. Иероним Стридонский. Творения. Ч. 16. Киев, 1901. С. 170—171.


STSL.Ru


13 Августа 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...