Проповедь насельника Троице-Сергиевой лавры архим. Илии (Рейзмира) в день празднования иконе Божией Матери «Достойно есть»

Проповедь насельника Троице-Сергиевой лавры архим. Илии (Рейзмира) в день празднования иконе Божией Матери «Достойно есть»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! На Святой Горе Афон, в одной из пустынных келлий, уединенно спасаясь, жили старец-священноинок со своим учеником. Оба они были набожны и внимательны относительно иноческой жизни и своего спасения, редко оставляли они свое уединение, разве только в крайнем случае. Вышло так, что старец, пожелав однажды выслушать всенощное бдение под воскресенье в карейском протатском [1] соборе, отправился туда, а богобоязненный ученик его остался молиться в келлий. При наступлении ночи он вдруг слышит стук в дверь келлий. Открыв ее и увидев незнакомого монаха, ученик с почтительностью ввел его в свой затвор. Со страхом и благоговением в ночной тишине они начали совершать богослужение. Когда же подошло время величать более всех Возвеличенную, славить славнейшую без сравнения серафим и честнейшую херувим, они, став перед иконой Ее, стали воспевать Ей. Афонский инок, полный сердечного умиления и благоговения к Всепетой, пел обычную древнюю песнь творца канонов святого Космы Святогорца «Честнейшую херувим...», не прилагая к ней более никаких славословий, кроме вздохов умиляющейся души. Но дивный гость его к умилительному этому гимну прибавлял иное начало, сладостным ангельским голосом воспевая: «Достойно есть яко воистинну блажи ти Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего», а к этому уже прибавлял «Честнейшую херувим...». «Чудо! — воскликнул инок, растроганный до слез новой песнью и удивленный этой странностью, и в изумлении обратился к явившемуся незнакомцу: - Мы поем только "Честнейшую...", а такой песни — "Достойно есть..." — до сих пор еще никогда не слышали, и не только мы, но и даже предки наши. Впрочем, прошу тебя, напиши мне эту песнь, чтобы и я мог таким же образом величать и славить Богородицу». — «Хорошо, — отвечал незнакомец, — дай мне бумагу и чернила, я напишу тебе эту песнь для памяти». — «Прости, брате, — кланяясь и со смирением говорил инок гостю, — мы, занимаясь молитвой и рукоделием, редко нуждаемся в бумаге и чернилах, а потому и нет их у нас». — «Так принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту», — продолжал явившийся, и инок сейчас же принес ее. И тогда гость перстом начал писать на ней новую Богородичную песнь. И... о чудо! Как воск умягчился камень под чудодейственной рукой удивительного посетителя: пишущий перст глубоко в него врезался, и слова четко и ясно отпечатались на камне. Когда же он перестал писать, подал плиту иноку и сказал: «Отныне и навсегда так пойте и вы, и все православные христиане!» И стал невидим. Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить всем христианам эту небесную, сложенную ангелами песнь в честь Богородицы.

Радостный и благоговейный трепет объял инока при виде чудесно исписанного камня. Оставшись один, он с удивлением долго рассматривал ангелом начертанные письмена и, не доверяя себе, осязал их, несколько раз перечитывал чудесные слова таинственного посетителя, заучивая их. На рассвете божественная песнь звучала уже в устах благочестивого и бдительного отшельника.

Старец был поражен новизной этой песни, когда, вернувшись с богослужения, услышал ее от послушника. «Где ты так петь научился?» — спросил он своего ученика. Тогда он рассказал старцу о том, что произошло, показал и камень с божественным начертанием.

Тогда же они оба отнесли этот камень с песней «Достойно есть...» в Протат, обстоятельно рассказали старцам общего собора подробности этого чудесного явления и великой милости Божией. Там все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Спасителя, чудодействующего во славу преблагословенной Своей Матери, и воспели Ей новую песнь, принесенную на землю свыше, чрез благовестника архангела Гавриила. И с этой поры ангельская песнь «Достойно есть...», вполне выражающая славу и величие более всех возвеличенной и славнейшей всех горних воинств — Пресвятой Девы Марии, начала звучать и доныне звучит в устах Церкви Христовой на всех богослужениях. При этом она распространилась по всей вселенной и стала настолько близкой любящему верующему сердцу, что является одной из основных молитв у православных. Многие старцы и подвижники благочестия прославляли Матерь Божию этой дивной песней-молитвой, повторяя ее ежедневно, как правило, по сто и больше раз в день. И мы, дорогие братия и сестры, так должны молиться, произнося эту молитву хотя бы по двадцать-сорок раз в день, и Матерь Божия услышит нас, покроет Своим омофором и спасет.

А та икона, перед которой впервые была воспета архангелом Гавриилом эта радостная песнь, была взята отцами Святой Горы из келлии старца и торжественно перенесена в соборный протатскии храм, где она и доныне находится в алтаре на горнем месте и всем приходящим и поклоняющимся ей с верой и любовью источает благодатные дары душевных и телесных исцелений. И доныне она носит название «Достойно есть...».

Дорогие братия и сестры! Защита, покров и молитвы Богоматери через Ее святую икону «Достойно есть...» простираются и на нас в России, как и там, на Святой Горе Афон, на всех православных людей и умилостивляют Спасителя о всех чтущих и молящихся Царице Небесной. Аминь.


Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Карея – столица Святой Горы Афон. Здесь находится протат – общий орган управления всех афонских монастырей. В его состав входят представители монастырей, из числа которых избирается председатель – прот.


STSL.Ru


24 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...