Проповедь насельника Троице-Сергиевой лавры архим. Илии (Рейзмира) в день празднования иконе Божией Матери Боголюбской

Проповедь насельника Троице-Сергиевой лавры архим. Илии (Рейзмира) в день празднования иконе Божией Матери Боголюбской

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! За всю свою многовековую и многострадальную историю православная наша Отчизна постоянно испытывала на себе заступничество Божией Матери, особенно в тяжелые годины испытаний. Как Царица Неба и земли, Она утверждала государство Русское; Взбранная Воевода — Она спасала города от вражеских нашествий; Ходатаица за род человеческий, Она, как родная мать, заботилась об обращении заблудших на путь покаяния и добродетели; Радость скорбящих — Она спешила на помощь страждущим. Сколько раз Она чудодейственно побеждала врагов России в ответ на слезные мольбы о помощи наших предков — русских людей. И народ ценил и помнил эти благодеяния, прославлял Пресвятую Богородицу, устраивал в городах и селах в честь Ее многочисленные храмы, монастыри или церковные приделы. Люди писали Ее бесчисленные иконы, с великой верой и благоговением молились пред ними и получали благодатную помощь и исцеления. В те дни живой веры и любви слова молитвы: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице» — были не просто словами, а жизнью. Народ, молившийся Царице Небесной пред Ее иконой о своем спасении, влагал в эту молитву всю свою душу, поверял Ей все свои страхи и надежды, скорби и радости. И Мати Господа Вышняго никогда не оставляла чад Своих. Наши благочестивые предки оставили и нам этот святой пример, чтобы и мы, подражая им, молились, прославляли Богородицу и спасались под Ее покровом.

Сегодня мы прославляем Божию Матерь в честь Ее чудотворной иконы, именуемой «Боголюбской».

В году князь Андрей Боголюбский, переселяясь из своего удела — Вышгорода в свою родную Суздальскую область, взял находившуюся в вышгородском девичьем монастыре чудотворную икону Богородицы, ныне именуемую Владимирской, принесенную ему в дар из Константинополя. Недалеко от Владимира лошади, везшие киот с иконой, вдруг остановились и не трогались с места. Их переменили, думая, что они ведут себя так от усталости, но и другие лошади стояли как вкопанные. Тогда Андрей приказал совершить молебен перед святой иконой Божией Матери и сам, пав на землю, со слезами молился Пресвятой Деве и дал обет на этом самом месте воздвигнуть во имя Ее церковь. На следующую ночь, июня, когда князь продолжал свою усердную молитву, он сподобился чудного видения: Богоматерь явилась ему со свитком в руке и повелела образ Ее, который он взял из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте этого чудесного события и видения устроить храм в честь Ее Рождества и при храме обитель. Затем Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение кончилось.

Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав опытных иконописцев, повелел им изобразить Богоматерь в том молитвенном виде, как Она ему явилась: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Этим самым Матерь Божия еще раз наглядно показала, что Она всегда ходатайствует и молится за нас перед Сыном Своим и Господом.

Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и в честь явления Божией Матери установил июня ежегодное празднование, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг него, благоверный князь назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, Божия Матерь возлюбила это место, а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбовым, или Боголюбским. Новоявленная икона была названа Боголюбской, и ныне она принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Когда в году во Владимире и его окрестностях свирепствовала страшная эпидемия чумы, то Матерь Божия многим жителям являлась и велела совершать молебствие перед Боголюбской чудотворной иконой с крестным ходом. После этого молебствия и усердной молитвы мор сразу же прекратился. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от святой иконы, побуждала верующих людей во многих местах России создавать копии с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Дорогие братия и сестры! Какое счастье для нас, православных верующих, когда так ублажается и воспевается Преблагословенная Дева Мария, наша Заступница усердная, Целительница болезней душевных и телесных, в молитвах о нас Неусыпающая. Будем молиться усердно и призывать Богоматерь во всех наших нуждах, болезнях и скорбях; Она наша Заступница в настоящей жизни, Она будет предстательницей в час смертный, ходатаицей за нас в День судный. Все мы, верующие, поклоняющиеся имени Иисуса Христа, будем почитать и благоговеть пред именем Девы Марии, Матери Иисусовой и нашей. Пусть эти святейшие имена будут запечатлены в сердцах наших. Ими надо начинать и заканчивать все молитвы. Пусть эти имена станут нашими первыми словами сразу же после пробуждения от ночного сна, и с ними будем отходить ко сну, с ними начинать и заканчивать всякое дело. Зато в последний час наш, когда предадим дух свой, сподобимся увидеть с одной стороны Христа, а с другой — Его Пречистую Матерь, и вкупе с Ними прославимся в Царстве Небесном. Аминь.


Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


STSL.Ru


1 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...