Проповедь насельника Троице-Сергиевой лавры архим. Илии (Рейзмира) в день празднования иконе Божией Матери Боголюбской

Проповедь насельника Троице-Сергиевой лавры архим. Илии (Рейзмира) в день празднования иконе Божией Матери Боголюбской

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! За всю свою многовековую и многострадальную историю православная наша Отчизна постоянно испытывала на себе заступничество Божией Матери, особенно в тяжелые годины испытаний. Как Царица Неба и земли, Она утверждала государство Русское; Взбранная Воевода — Она спасала города от вражеских нашествий; Ходатаица за род человеческий, Она, как родная мать, заботилась об обращении заблудших на путь покаяния и добродетели; Радость скорбящих — Она спешила на помощь страждущим. Сколько раз Она чудодейственно побеждала врагов России в ответ на слезные мольбы о помощи наших предков — русских людей. И народ ценил и помнил эти благодеяния, прославлял Пресвятую Богородицу, устраивал в городах и селах в честь Ее многочисленные храмы, монастыри или церковные приделы. Люди писали Ее бесчисленные иконы, с великой верой и благоговением молились пред ними и получали благодатную помощь и исцеления. В те дни живой веры и любви слова молитвы: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице» — были не просто словами, а жизнью. Народ, молившийся Царице Небесной пред Ее иконой о своем спасении, влагал в эту молитву всю свою душу, поверял Ей все свои страхи и надежды, скорби и радости. И Мати Господа Вышняго никогда не оставляла чад Своих. Наши благочестивые предки оставили и нам этот святой пример, чтобы и мы, подражая им, молились, прославляли Богородицу и спасались под Ее покровом.

Сегодня мы прославляем Божию Матерь в честь Ее чудотворной иконы, именуемой «Боголюбской».

В году князь Андрей Боголюбский, переселяясь из своего удела — Вышгорода в свою родную Суздальскую область, взял находившуюся в вышгородском девичьем монастыре чудотворную икону Богородицы, ныне именуемую Владимирской, принесенную ему в дар из Константинополя. Недалеко от Владимира лошади, везшие киот с иконой, вдруг остановились и не трогались с места. Их переменили, думая, что они ведут себя так от усталости, но и другие лошади стояли как вкопанные. Тогда Андрей приказал совершить молебен перед святой иконой Божией Матери и сам, пав на землю, со слезами молился Пресвятой Деве и дал обет на этом самом месте воздвигнуть во имя Ее церковь. На следующую ночь, июня, когда князь продолжал свою усердную молитву, он сподобился чудного видения: Богоматерь явилась ему со свитком в руке и повелела образ Ее, который он взял из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте этого чудесного события и видения устроить храм в честь Ее Рождества и при храме обитель. Затем Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение кончилось.

Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав опытных иконописцев, повелел им изобразить Богоматерь в том молитвенном виде, как Она ему явилась: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Этим самым Матерь Божия еще раз наглядно показала, что Она всегда ходатайствует и молится за нас перед Сыном Своим и Господом.

Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и в честь явления Божией Матери установил июня ежегодное празднование, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг него, благоверный князь назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, Божия Матерь возлюбила это место, а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбовым, или Боголюбским. Новоявленная икона была названа Боголюбской, и ныне она принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Когда в году во Владимире и его окрестностях свирепствовала страшная эпидемия чумы, то Матерь Божия многим жителям являлась и велела совершать молебствие перед Боголюбской чудотворной иконой с крестным ходом. После этого молебствия и усердной молитвы мор сразу же прекратился. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от святой иконы, побуждала верующих людей во многих местах России создавать копии с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Дорогие братия и сестры! Какое счастье для нас, православных верующих, когда так ублажается и воспевается Преблагословенная Дева Мария, наша Заступница усердная, Целительница болезней душевных и телесных, в молитвах о нас Неусыпающая. Будем молиться усердно и призывать Богоматерь во всех наших нуждах, болезнях и скорбях; Она наша Заступница в настоящей жизни, Она будет предстательницей в час смертный, ходатаицей за нас в День судный. Все мы, верующие, поклоняющиеся имени Иисуса Христа, будем почитать и благоговеть пред именем Девы Марии, Матери Иисусовой и нашей. Пусть эти святейшие имена будут запечатлены в сердцах наших. Ими надо начинать и заканчивать все молитвы. Пусть эти имена станут нашими первыми словами сразу же после пробуждения от ночного сна, и с ними будем отходить ко сну, с ними начинать и заканчивать всякое дело. Зато в последний час наш, когда предадим дух свой, сподобимся увидеть с одной стороны Христа, а с другой — Его Пречистую Матерь, и вкупе с Ними прославимся в Царстве Небесном. Аминь.


Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


STSL.Ru


1 июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.